Восточные Саяны
Модераторы: edik, Max, Ruslan T
Восточные Саяны
История о том, как...
«Если риск - благородное дело,
то обосраться от страха - дело чести!»
(из недр фольклора)
Что касается меня, то ехать, вовсе не планировал. Я еще от астраханского запоя отойти не успел, а тут опять спиртягу покупай, на дворе кризис, попёр бизнес, ну и надо же мужем и отцом побыть какое-то время. Короче, заявил общественности, что я не знаю, что если в последний день место свободное будет, то может я и рвану, что специально под меня ничего не держите, что я могу и не оправдать ожиданий. Весь оставшийся отрезок времени я находился под жестким прессингом товарищей. В мой адрес раздавались фразы: «Чё как не пацан!», «Давай!», «Не очкуй!», «Братан, мы на тебя надеемся!», прочие мимики и агитация.
Удивительно, но жизнь моя всё время складывается таким образом, что большая часть «радостных» забав и приключений происходит, как правило, не без моего участия. Вот и в этот раз, и работа отпустила, и деньги шевельнулись, и жена сказала: «Езжай уж».
Где-то примерно в это же время в жизни отъезжающих произошли существенные перемены. А, именно – изменение маршрута за две недели до отъезда. Первый вариант был подвергнут критике, разного рода сомнениям относительно чистоты реки, прессинга, наличия рыбы. Поэтому после коллективного: «Может в другое место?», Костян начал судорожно искать это самое «другое место». Это вы хрен так быстро найдете, а у Костяна все ходы записаны. Буквально на следующий день он выдал: Восточные Саяны, Мурхой-Гутара-Тагул. Начали читать отчеты, смотреть карты…
(Здесь.)
Вообще Саяны манили всегда, и всегда входили в список мест, в которых нужно обязательно побывать.
После прочтения нескольких отчетов, описаний, просмотра фото и видео, всем стало понятно, что это будет не совсем матрасный сплав, а я даже подумал, что совсем не матрасный. Основная река – Гутара обещала 3-ю категорию сложности, которой мы еще не пробовали, а первая река – Мурхой должна, судя по описаниям, быть «повеселее» Гутары. Сразу стоит сказать, что группа состояла из четырех плюшевых туриков, с минимальным опытом, и двух вообще в жизни не видевших каты. Но, отваги присутствовало - хоть разбавляй. Это больше всего и настораживало.
Из переписки:
Gringo (11:51:15 6/07/2009)
а речка-то ни хера не нормальная,
а НОРМАЛЬНАЯ такая речка!
Konstakotov (11:52:09 6/07/2009)
это старт только. Мурхой. После впадения в гутару спокойнее становится. Не зря на первые 25 км у большинства уходит 2 дня
Gringo (11:52:39 6/07/2009)
оверкильнемся
Konstakotov (11:53:35 6/07/2009)
да ладно. там на байдах проходят.
Gringo (11:54:01 6/07/2009)
главное не на чем
главное - кто!
я не очкую, но касочки надо прикупить
Konstakotov (11:55:58 6/07/2009)
пить надо меньше, тогда пройдем спокойно.
Gringo (11:56:15 6/07/2009)
понял чего сказал-то?
Konstakotov (11:56:36 6/07/2009)
я не сказал не пить. я сказал меньше.
Gringo (12:58:31 6/07/2009)
сколько спирта?
Konstakotov (12:58:35 6/07/2009)
примерно 12.
Konstakotov (12:58:42 6/07/2009)
примерно 20
Gringo (12:58:43 6/07/2009)
12 чего?
чего 20?
Konstakotov (12:59:59 6/07/2009)
12 дней-ночей сплава, со стапелем вместе.
20 литров спирта наверное
Konstakotov (13:00:16 6/07/2009)
на 6 человек.
Gringo (19:15:57 7/07/2009)
Спиртяга доставлена!
Мы не охренеем с двадцати-то литров?
Konstakotov (22:54:58 7/07/2009)
да хрен знает. но ты же знаешь, что если кончится, то будет хуже.
Gringo (22:55:11 7/07/2009)
лучше!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
(Схема Гутары, с запугишами.)
Тем не менее комплектовались более тщательно чем в прежние поездки. В список необходимых вещей включили спасжилеты и каски.
Из переписки:
Gringo (09:25:38 17/07/2009)
вятские каски себе купили?
Konstakotov (09:26:00 17/07/2009)
не знаю. Лелик себе строительную взял.
Gringo (09:26:13 17/07/2009)
Джамшут! )))
Классные фотки получатся )))
Короче храбрились, как могли. Правда, в один момент мелькнуло желание поехать застраховать жизнь, но мы его отмели как «не пацанское». Но, жутики продолжались. Родилась мысль зарегистрировать группу в МЧС, на всякий случай.
Из переписки:
Gringo (10:32:17 20/07/2009)
Что про МЧС?
Konstakotov (10:34:58 20/07/2009)
Щас пробую.
Konstakotov (10:58:56 20/07/2009)
Так: тамошние МЧСники сказали что руководитель группы должен подъехать к ним для регистрации группы. Сказали что по времени не очень удачно, т.к. уровень воды сильно скачет. Карту маршрута надо, и личная беседа с руководителем. Опыт спрашивали, сказал 3-3,5 опыт. Сказали, что сложно все это, и надо к ним приезжать. Но, похоже, только утром 24 числа возможно будет. В общем, могут быть проблемы с выпуском группы и с регистрацией по причине: 1. нет документального подтверждения о наличии опыта ни у кого; 2. принимая во внимание сложную водную обстановку могут отказать; 3. вполне возможно они вообще не хотят этим заниматься, - лишний гемор; 4. нет оборудования спасательными концами плавсредства. и т.д. там этим занимается ГИМС. со всеми вытекающими требованиями.
Konstakotov (11:02:23 20/07/2009)
Ракетницы, фальш фаеры может взять все-таки?
Konstakotov (11:08:54 20/07/2009)
Наличие страховых документов? Никто не застрахован?
Konstakotov (11:09:33 20/07/2009)
Проверить самостоятельно и предоставить для проверки (при согласии граждан) групповое и личное снаряжение, касающееся безопасного прохождения маршрута, имеющиеся средства связи, средства сигнализации, маршрутные документы, наличие продуктов питания, медикаментов.
А ниже поясницы все это время - жим-жим…
Из переписки:
Konstakotov (12:51:30 20/07/2009)
В сплаве нет ничего страшного. И даже легче с большой водой. Выше 3 категории не прыгает маршрут в это время года ни при какой воде. Да, посмотри фотки с гутарских порогов - они могут стать опасными только в период активного таяния снегов, когда вода действительно большая, т.е. подъем на 1,5-2 метра и больше.
Ну, конечно!
Из переписки:
Konstakotov (13:08:44 20/07/2009)
Не сцыте, я сам боюсь. Чета мы как на хер знает куда готовимся. Судя по информации, сплав по Большой Хайме - Лемве (Приполярный Урал, прошлая поездка. viewtopic,t,4835.html прим. Gringo) ничуть не проще, а скорее всего еще и сложнее, чем то, что мы будем проходить.
Короче, собрались как могли.
Группа:
1. Konstakotov
2. Барабан он же Сергей Анатольевич
3. Лёлик он же Лапин
4. Хоттабыч он же Ренат
5. Саня
6. Gringo он же Лёлик-2
У нас два четырёхместных ката без рам, весла, котловое, топоры, пилы, еда, прочий общак, личка, гитара. Выходит по две поклажи на человека. Хочешь – не хочешь, а по-любому две ходки делать, что по поездам, что на пешем участке через перевал, который судя по всему, может и случиться, уверенности в том, что нас 100% забросят на лошадях, нет. Ужимались по вещам как могли. Я, имея уже опыт двухдневной пешки по горам и верховым болотам (Знаете, что такое верховые болота? О!) с рюкзаком весом в 50 кг, громче всех орал, чтобы брали меньше барахла, за что был постоянно посылаем всеми примерно в одну и ту же сторону. Орал я долго и нудно, примерно так:
Из переписки:
Gringo (11:01:07 17/07/2009)
Послушайте меня, товарищи по несчастью!
Мы идем в поход, а не на рыбалку едем.
Эта мысль – главная, но, видимо, она не всем в голову пришла.
Даже если у кого-то настрой такой, что он едет на рыбалку, то по факту он вместе со всеми идет в поход. Как бы некоторые этого не отрицали, они всё равно окажутся в походе и на сплаве в первую очередь, а уж только потом на рыбалке.
Впереди у нас перевал, и хрен его знает, что там будет с погодой, с лошадьми, с прочим.
Я еще понимаю ваше желание вывозить на местную рыбалку по 4 спальника, генераторы, электронасосы и пр. йню, так, что уже не знаешь самому на лодке плыть или вещи перевозить.
Но это будет не рыбалка, а поход!!!
Еще раз говорю!
Будет рыба или не будет... не факт
Но перевал будет 100%
…в итоге, мой рюкзак оказался самым тяжелым. И знаю почему – а, нефиг жлобиться и шерсть с хлопком с собой таскать в походы! Хочешь чувствовать себя человеком – покупай нормальную современную походную одежду. Дорогую. Про одежду позже еще много чего расскажу.
(Кака красота!)
Наступила пора сборов и предметных обсуждений.
Из переписки:
Gringo (20:19:40 6/07/2009)
пилу нашел
надо собираться, я думаю
ты как думаешь?
Konstakotov (20:20:17 6/07/2009)
ну тепрь то уж точно надо)
Gringo (20:20:28 6/07/2009)
почему именно теперь?
Konstakotov (20:20:39 6/07/2009)
ну ты же нашел пилу)
Ну, потом еще было определение рациона питания, соответственно закуп провианта… дозакуп… еще дозакуп.
Из переписки:
Gringo (12:31:52 14/07/2009)
перловку вычеркни
я с нее блюю
Gringo (12:32:16 14/07/2009)
блин, со спирта, конечно, я тоже блюю...
Наступили последние выходные. В понедельник отъезжаем! Всё упаковано и прибрано. Даже ничего не забыто. Сидим на рюкзаках.
Из переписки:
Братан (10:24:53 17/07/2009)
сегодня наверно никто на рыбалку не поедет
Gringo (10:25:07 17/07/2009)
нет
Gringo (10:28:10 17/07/2009)
в понедельник едем с ночевкой
поедешь?
Братан (10:28:35 17/07/2009)
куда?
и почему в пн.?
Gringo (10:28:59 17/07/2009)
ну, так случилось, что поезд в понедельник отходит
Братан (10:30:11 17/07/2009)
там же не одна ночевка
Gringo (10:31:13 17/07/2009)
все пройдет как один день
мы ж спиртягу берем
в Бугульме отрубаешься
в Челнах включаешься
И наступил понедельник. Отъезд во второй половине дня. Некоторые еще умудряются до обеда осуществлять трудовую деятельность. Прикатывают из Полян Хоттабыч и Саня. Грузимся в две «Эльки», и Азат с гриппующим Олегом (спасибо, мужики!), везут нас на вокзал в Бугульму.
А дальше поезд! Кто-то уже, наверное, в курсе, как мы умеем ездить в поездах. На сей раз, все было более пристойно, но не без веселого и почти безобидного разгула. А как без этого, особенно если наша плацкарта крайняя у туалета! Надо же как-то выживать. Началось всё с каперанга. Только загрузились, застелились, пивка по бутылочке дернули… Уже спать ложились, и тут мимо нашего купе идет мужик. Мужик останавливается и минуты две молча, трясет сжатой в кулак рукой с поднятым вверх большим пальцем. Мы молча наблюдаем. Дядька, молча, садится на оду из наших полок и говорит:
- Вы, классные мужики! Я на вас сразу обратил внимание, - и уходит.
Тут я вырубаюсь, и просыпаюсь через несколько часов. Мужик, Барабан и Костян бухие сидят и бухтят о морях и дальних походах. Ни фига себе, - думаю – глаза закрыл!
- Чё происходит-то?
- Слезай! Нефиг спать! Это – дядя Володя! Мы бухаем, ща на станцию пойдем курить!
Оказывается, дядя Володя уходил за пузырем. Отрубились на рассвете.
Чем в поезде заниматься три дня? Ну мы тем и занимались. Мы и наш новый друг военный моряк, капитан первого ранга в отставке – дядя Володя, он же каперанг.
Дядя Володя, Привет! Мы тебя помним!
(Каперанг.)
А, ехал дядя Володя аж во Владивосток. Из нашей плацкарты он уходил исключительно поспать, потом быстро бежал обратно, матеря своих соседей, который полоскали ему мозг статьями и рецептами из газеты «ЗОЖ». Дяде Володе 70 лет, соседи младше его на 15-20 лет, и они его страшно бесили со своими болячками. Военных историй и морских баек он знал немало, чем мы здорово развлекались. Каперанг терпеть не может американцев и прочее североатлантическое отребье. Эпизод:
Хлопнули по 50. Курим в тамбуре. Костян выходит в тамбур последним и громко говорит:
- Арака барма?
Каперанг не разворачиваясь молвит человеческим голосом:
- Да, пошел он на **й, твой Барак Обама! – делает театральную паузу, и дальше, повернув голову в сторону Костяна, – Вместе с тобой!
Тамбур на полу…
(Уважаемые люди.)
Чем в поезде заниматься три дня? Ну, мы тем и занимались. Ели, пили, бегали за пивом на станциях, спали полдня. Спали… Решил Лелик предаться послеобеденным объятьям Морфея. Внизу жизнь кипит – не предашься. В поезде жара, окно открыто. Лелик ложится на верхнюю полку. Дует. Лелик ложится на мою верхнюю полку – первую по ходу движения поезда, пытается уснуть, ворочается… В один момент он поворачивается особенно неловко и все сидящие на нижних полках наблюдают улетающую в открытое окно поезда подушку. Нам и так весело, а тут такой повод поржать!..
Позже родились стихи:
"Поезд идет. Колеса стучат.
В открытые окна подушки летят."
Потом долго торговались с проводницей.
("Разговор в поезде.")
Чем в поезде заниматься три дня? Ну, мы тем и занимались. Красноярск. Вокзал. Бежим с Костяном за едой. Костян в очереди стоит, я выбираю «Дошираки» повкуснее. Ко мне подходит цыганка. Диалог:
Цыганка:
- Ты ехал далеко, долго и тяжело, поэтому дай денег на хлеб.
Молчу, делаю вид, что очень внимательно выбираю самый вкусный «Доширак».
Цыганка:
- Вижу, что мучает тебя серьезный вопрос. Не волнуйся, ты его разрешишь.
Меланхолично интересуюсь:
- Что за вопрос-то?
Ответ заставляет ржать и бежать:
- Я откуда знаю!
(Предчувствие гор.)
Чем в поезде заниматься три дня? Ну, мы тем и занимались. Разговор пьяных туриков:
- Что-то сны какие-то нехорошие стали сниться.
- А, ты не спи!
Негативное отношение к нам проводников, их выкрики и угрозы по поводу нашего пьянства, прекратились в тот же момент, когда мы перестали покупать пиво и водку на станциях, а начали приобретать у них. Лошары: сразу не догадались, пришлось пережить несколько конфликтов. Зато потом!.. мы стали лучшими клиентами.
Паровоз пришел в Нижнеудинск поздно вечером, и с опозданием. Остановка была сильно сокращена и поэтому рюкзаки летели на перрон как из катапульты.
Несмотря на призывы проводницы, и ее попытки перекрыть собственным телом выход из вагона, каперанг сказал, что ему *** на все условности, которые мешают ему проститься с новыми друзьями. После бурного прощания на перроне, пришлось его уговаривать лезть обратно в вагон. А, он все время сокрушался, как ему вытерпеть еще четыре дня с этими тетками и прапорщиком танкистом. Будь здоров, дядя Володя!
(Горькие минуты прощания.)
Нижнеудинск встретил нас в 22:30 «оптимистическими» показаниями вокзального термометра, который безбожно врал, но его намек мы поняли.
(Не Сочи...)
Что удивило и порадовало, так это присутствие на перроне руководителя местного туристического клуба. Человек, не поимевший с нас никакой корысти, приехал встречать, провожать и грузить на ожидающий «Урал».
«Урал»! Зверь машина! При одном взгляде, становится понятно, что лезть в него тебе не сильно хочется. Но, это не самое страшное. Хуже то, что мы едем на нем не вшестером, а объединенной группой – мы и такие же турики из Уфы. Пошли на это мы из-за соображений экономии, но она не выгорела, поскольку водитель сыграл на некоторой недоговоренности, которую мы прошляпили. За что и получили жуткий трансфер – в кузове нас было человек двадцать, плюс куча барахла. Ехали, правда, весело, с песнями с распитием крепких спиртных напитков.
(Лейся песня!)
Расскажу про прокол. Договорились по цене. Выставили нам ценник в 27 000 рублей за машину. На вопрос можно ли объединиться с какой-нибудь группой, нам сказали, что можно. Мы, подразумевая, что это будет стоить дешевле, типа вдвое, больше ничего обсуждать не стали, как само собой разумеющееся. Ну, нам и вдули в конце 27 000. Потом сжалились и скинули до 26 000, сказав, что с нами же договаривались и вторая группа здесь не причем. Вот так. А мы как обезьяны скакали там друг другу по головам 18 часов. Будьте бдительны, проговаривайте нюансы. Уфимцы, по ощущениям, так не лопухнулись как мы. Но они и ехали не в первый раз, и уже знали водителя, и даже день ждали, пока мы приедем. Значит – точно сэкономили. Но, лошары все равно мы.
Особой веры в «счастливое» будущее придавал рассказ уфимских попутчиков о предстоящем нам маршруте. Оказывается, они там уже бывали, и наше заявление о том, что идем именно на Мурхой, вызвало у них нервный коллективный смех… звучали пожелания удачи и абсолютного счастья. Описывались некоторые места и участки реки, которые оставят в нашей памяти неизгладимые впечатления. Были рассказы про оверкили, переворачивание и купание в бочках, прочие туристические развлечения… Сами они идти туда больше никогда не хотели. Уфимские турики ходят уже много лет, и практически каждый год, поэтому им как-то верилось, особенно после рассказа про спасжилет.
Почему на сплаве спасжилет должен быть обязательно надувной? Оказывается, что если тебя закрутит в бочке, или в какой другой радости, на несколько минут, то у тебя с собой в запасе (в жилете) есть несколько литров воздуха, которые могут спасти тебе жизнь. А, обыкновенные жилеты – фигня полная! Внутри бочки они все равно не помогают, не выталкивают на поверхность. Они, типа, уже сто раз так делали.
Из рассказа уфимцев про бочку:
- В бочке, ведь главное, что?
- Что?
- Главное - весло не потерять! Спас жилет тебя не спасет, по-любому уйдешь на дно, где тебя потоком закрутит в клубок, и не выплывешь. А, вот если ты лопастью весла поймаешь струю, тогда тебя за весло может и вытянет из бочки-то. У меня прошлый раз на Гутаре так и было…
Страсти рассказывались в момент бегания основной части нашей группы за водкой, и слышали всё только двое из нас – Саня и я. Саня – человек с железной волей, я же подумал: «Мама!» Если турики с десятилетним стажем, сказавшие правда, что они не экстрималы, просто иногда попадает, говорят, что там не сладко и мягко говоря, опасно, то чего ждать нам – людям, которые поехали не за сплавом, а в первую очередь за рыбалкой! Тем боле, что в отчетах, которые мы изучали, наш маршрут был описан при низкой воде, а уфимцы тогда, как и мы сейчас, тоже попадали на большую воду.
(Радостные такие...)
Ну, да всё это ожидало нас в более отдаленной перспективе, чем поездка на «Урале», в кузове которого мы уже сидели. Разговор пошел примерно следующего содержания:
- Водила-то спал сегодня? Кто знает?
- А что такое?
- Да он же утром только вернулся с заброски, группу возил. Если не спал, то уже третьи сутки на ногах. Как бы ни вышло как в тот раз.
- Да, он зятя специально взял, чтобы то его будил. Хотя, зять тоже третьи сутки не спит…
- А, чего было-то в прошлый раз?
- В который? Когда он в деревья влетел, заснув на ходу, или опрокинулся когда?… - и дальше пошли истории про то куда и когда он влетал, историй было достаточно, для того чтобы забыть бояться про реку и начать волноваться про поездку на «Урале», с такими перспективами на реку мы могли и не попасть.
Поехали!
Люди, бывавшие на этом маршруте, говорили, что эту поездку на «Урале» мы не забудем никогда. Тряска началась сразу.
- Это еще ерунда, - сказали уфимцы – вот сейчас съедем с асфальта…
- Ах, это еще и асфальт?!
Наступила уже совсем ночь, и куда нас везли было совсем не понятно, дороги не видно, но чувствовалась она каждой кишкой. По причине полного расколбаса, началось коллективное пьянство. Сперва пытались разливать, поняв весь бесперспективняк такого подхода, стали пить из горла, закусывая сухарями и лимонами.
(Понеслась.)
Спиртяга, и то слегка, нахлобучила лишь малую часть народа, хотя выпили прилично. Забалдели только те люди, которые впоследствии смогли даже заснуть прямо на ходу. Может, какое свойство организма? То, что происходило нельзя назвать тряской, поскольку это было скорее подбрасавание и подпрыгивание. Многие сидевшие на лавках, надели свои походные каски, - башкой постоянно било о железные дуги, на которые был натянут тент. Что-то подобное, наверное, чувствует волейбольный мяч – вначале тебя подкидывает, а потом сверху резко бьет по тыкве. И так постоянно. Время пути, который еще предстоит проехать, и дорогу контролировать невозможно, поэтому сознание, пытаясь избежать упадка духа, окончательно выключилось, оставив место лишь терпению и надежде. Поняв, что алкоголь настроение нам не поднимет, а просто тупо кончится, бухать бросили.
Водитель, к нашему счастью, был человек опытный и достаточно гуманный, поэтому останавливал машину каждые полтора-два часа, для десятиминутного отходняка туриков. Один раз простояли больше получаса – пилот решил, к всеобщей радости, немного поспать.
(Ты, чувствуешь тоже, что и я?)
И наступило утро. Рассвело. Мы начали видеть то, что хотели увидеть всю ночь – дорогу и ландшафт. Мрак! Лучше бы не смотрели. Вокруг тайга, впереди колея, сзади колея. Туман, сыро, грязь.
(Где-то...)
(Как-то...)
И, тут!.. Когда уже окончательно рассвело, произошло то, к чему все были готовы, но надеялись, что пронесет. «Урал» въезжает в очередную лужу и почему-то останавливается. Приехали! На мостах. Мы вылезаем. Глаза красные, головы гудят, кишки пытаются расплестись, руки полны жажды деятельности, - типа вытаскивать машину. К водителю:
- Чем помочь? Что делать?
- Спите, пока возможность есть.
- А может, машину вытащим?
- Ну, начинайте. Берёте с обеих сторон, поднимаете и вытаскиваете… Спите, говорю. Будем ждать. Скоро должен бензовоз золотарей пойти.
- Долго?
- Может часов пять.
(Шеф, помочь?)
(Старушки, по числу сбитых.)
Народ посыпал из машины. Я, прогулявшись пару сотен метров в поисках грибов, понял, что мне лучше прекратить пребывать в вертикальном положении, уныло побрел к машине.
(Красный демон Саян.)
Вокруг кипела жизнь. Уфимцы ехали на матрасный сплав с детьми, поэтому перед ними стояла задача детей накормить, чем они и занялись. За одно, супом с, милыми сердцу каждого советского ребенка макаронами-звездочками, были накормлены и мы. Мне, правда, достался последний стакан бульона, поскольку я всё проспал. И то, как Саня лазил за кедровыми шишками,
и зайца,
и сам завтрак, и приход бензовоза, и даже то, как наш «Урал» этим бензовозом вытаскивали.
К счастью, прогноз про пять часов ожидания не подтвердился, и бензовоз пришел всего через полтора-два часа.
(Ну, и как в прошлый раз - "Конец простой: пришел тягач.")
(Лезьте в будку, турики!)
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=eF5fA3m9dns
С этого момента дорога лучше не стала. Мослы болели, мышцы ныли, особенно у меня мучился живот, я так и не понял, что это было: то ли ливер от тряски, то ли мышцы от постоянного, к тому времени уже 10-ти часового напряжения. Приходилось все время группироваться, дабы не пострадать от какой-нибудь травмы тупым предметом или не покалечиться под прилетевшим на тебя телом соседа, поэтому все мышцы, от пяток до затылка, были в постоянном напряжении. Обезьяну на дереве представляете? Лично я ехал именно так: в пяти сантиметрах под моей задницей находилась лавка, которая задницу все время догоняла, ноги стояли на каких-то рюкзаках, в то время как основная масса тела висела на растопыренных руках, держащихся за каркас тента.
Где-то на 14-м часу пути, наступила минута личного счастья для уфимцев – они приехали на свою реку.
(Первый, пошел.)
(В поисках "Куриного бога".)
Малая Бирюса текла быстро, но спокойно. Выглянуло солнце, и Саяны показали кусочек собственного великолепия, так сказать – деморолик. Первая мысль, которая меня тут же посетила – к чертям «Урал» (ехать еще часов пять), к чертям Мурхой, с его жутиками, остаемся здесь, идем с уфимцами! Наши, секунду посомневавшись, сказали, что поедем дальше. Уфимцы же сразу были против:
- Нет, нет! Раз уж вы решили, запланировали маршрут, то нужно по нему обязательно пройти!
… сделав паузу:
- У вас столько спирта, и вы та-а-ак его пьете!.. а у нас дети… Короче, валите куда хотели.
А, рыбалка-то вот она! Рядом! Кстати, что первое схватили уфимцы в руки, так это – удочки, правда, потом, частью, одумались и занялись лагерем.
(Трофей, пока каменный.)
Жить вшестером в «Урале» с одной стороны комфортнее, с другой, есть шанс пролететь через весь кузов и тебя ничто не остановит. Зато, светило солнце и мало того – пекло. Мы тряслись уже не по непроглядной тайге, а по красивейшей реке Бирюса. Видели малька хариуса, скалы, красивые камни, глубокой синее небо и огромные белые облака… Короче говоря – жить стало веселее. Мозг почти смирился с неизбежностью расколбаса, и если бы не мысль: «Было бы чем, давно бы уже блеванул», - то было бы совсем хорошо. Ладно, хоть дети сошли – курить можно на ходу. Можно, конечно, и выпить, но не лезет.
Видео "По дороге на Мурхой": http://www.youtube.com/watch?v=PFeYAeP3jaU
Видео "По дороге на Мурхой-2": http://www.youtube.com/watch?v=F-giIRSFIrQ
Естественно, мы сломались. Правда, все как-то быстро наладилось. Тем не менее Хоттабычу хватило времени, чтобы отчебучить...
Стоянка заняла около получаса:
(Ручей имени Хоттабыча, и одноименное бревно.)
("Веселый клоун, Грустный клоун."
Моя любимая.)
Однажды водитель, вдруг, подал сигнал. Мы выскочили из-под тента и увидели на реке утку. Подумаешь! Было бы чего смотреть! У нас этой утки!.. Через некоторое время он гуднул еще раз. Что теперь? Неужели лягушка! Бу-га-га!
(Такая дорога.)
На следующей остановке:
- Чего гудел-то?
- Утку видели?
- Ну. А второй раз чего?
- Так медведя с дороги согнали, прямо в колее сидел.
- Упс!
Саяны решили, что свою норму солнца мы уже выбрали, и светило зашторили. Пошел дождь. Начали обратно утепляться.
Следующее более-менее интересное событие – проезд через золотые прииски. Водителю нужно с кем-то там переговорить. Нам дана жесткая команда – из кузова не высовываться! Об этом еще раньше говорили и уфимцы. Почему, я так и не понял. Зоопарк какой-то! Потом нам объясняли, что золотари не любят туриков за то, что те ездят в горы и моют золото. Что-то мне не кажется это правдоподобным. Может просто туриков берегут от возможных конфликтов, народ-то на приисках горячий. Короче пробоялись под тентом, так ничего и не поняв. Реки в районе приисков убитые навсегда, хорошие видимо были реки, а теперь кофе с молоком.
Ну, и последнее, что вспоминается на этом участке пути – порог на Бирюсе.
Смотришь на него и вспоминаешь дом, детей… Ощущение от увиденного как у приговоренного, после того как отклонена последняя апелляция на помилование. Из уст более героических личностей это звучит как: «Ни шагу назад!»
Порог на Бирюсе. Хоттабыч на дальнем плане: http://www.youtube.com/watch?v=VblB3vDyQiY
В тот момент, ясно понимаем, что пройти здесь на катах не смогли бы, не только мы, но и никто другой.
Но, тогда мы просто еще не знали собственных (хи-хи-хи!) скрытых резервов и глубины мешка с отпущенным нам везением.
Однажды, когда у меня уже мелькнула подкупающая новизной мысль о том, что наверняка будет значительно легче ехать, если вскрыв брюшную полость, вытащить и выбросить оттуда кишки… «Урал» остановился.
- Всё! Приехали!
Покинув кузов вездехода, мы увидели сказочную долину.
Между лесистыми вершинами гор пробивалось приветливое солнце, освещая тонкими вечерними лучами несколько склонов, по которым стелили свои молочные кудри нежные туманы-облака. Бездонный, голубой и невинный, как глаза белокурой девочки, которую ты безумно любил в свои неполные четыре года, небесный купол был насквозь прострелен двумя полными и яркими как карнавал радугами. Обе радуги брали свое начало прямо здесь, у сказочного до нереальности подножья ближайшей к нам горы. Гора была настолько неописуемо прекрасна, что казалось, будто невидимые волшебные силы одолжили ее на время в эльфийском лесу Толкиена, чтобы только мы смогли на мгновенье, краем одного глаза, увидеть всё её бесподобие. Внизу ущелья, в ста метрах от нас весело звеня, стремила свои дивные чистейшие воды ледяная и сладкая на вкус горная река.
Я стоял посреди всего этого великолепия и думал:
- Господи! Как же все-таки мне бы блевануть-то?..
to be continued...
«Если риск - благородное дело,
то обосраться от страха - дело чести!»
(из недр фольклора)
Что касается меня, то ехать, вовсе не планировал. Я еще от астраханского запоя отойти не успел, а тут опять спиртягу покупай, на дворе кризис, попёр бизнес, ну и надо же мужем и отцом побыть какое-то время. Короче, заявил общественности, что я не знаю, что если в последний день место свободное будет, то может я и рвану, что специально под меня ничего не держите, что я могу и не оправдать ожиданий. Весь оставшийся отрезок времени я находился под жестким прессингом товарищей. В мой адрес раздавались фразы: «Чё как не пацан!», «Давай!», «Не очкуй!», «Братан, мы на тебя надеемся!», прочие мимики и агитация.
Удивительно, но жизнь моя всё время складывается таким образом, что большая часть «радостных» забав и приключений происходит, как правило, не без моего участия. Вот и в этот раз, и работа отпустила, и деньги шевельнулись, и жена сказала: «Езжай уж».
Где-то примерно в это же время в жизни отъезжающих произошли существенные перемены. А, именно – изменение маршрута за две недели до отъезда. Первый вариант был подвергнут критике, разного рода сомнениям относительно чистоты реки, прессинга, наличия рыбы. Поэтому после коллективного: «Может в другое место?», Костян начал судорожно искать это самое «другое место». Это вы хрен так быстро найдете, а у Костяна все ходы записаны. Буквально на следующий день он выдал: Восточные Саяны, Мурхой-Гутара-Тагул. Начали читать отчеты, смотреть карты…
(Здесь.)
Вообще Саяны манили всегда, и всегда входили в список мест, в которых нужно обязательно побывать.
После прочтения нескольких отчетов, описаний, просмотра фото и видео, всем стало понятно, что это будет не совсем матрасный сплав, а я даже подумал, что совсем не матрасный. Основная река – Гутара обещала 3-ю категорию сложности, которой мы еще не пробовали, а первая река – Мурхой должна, судя по описаниям, быть «повеселее» Гутары. Сразу стоит сказать, что группа состояла из четырех плюшевых туриков, с минимальным опытом, и двух вообще в жизни не видевших каты. Но, отваги присутствовало - хоть разбавляй. Это больше всего и настораживало.
Из переписки:
Gringo (11:51:15 6/07/2009)
а речка-то ни хера не нормальная,
а НОРМАЛЬНАЯ такая речка!
Konstakotov (11:52:09 6/07/2009)
это старт только. Мурхой. После впадения в гутару спокойнее становится. Не зря на первые 25 км у большинства уходит 2 дня
Gringo (11:52:39 6/07/2009)
оверкильнемся
Konstakotov (11:53:35 6/07/2009)
да ладно. там на байдах проходят.
Gringo (11:54:01 6/07/2009)
главное не на чем
главное - кто!
я не очкую, но касочки надо прикупить
Konstakotov (11:55:58 6/07/2009)
пить надо меньше, тогда пройдем спокойно.
Gringo (11:56:15 6/07/2009)
понял чего сказал-то?
Konstakotov (11:56:36 6/07/2009)
я не сказал не пить. я сказал меньше.
Gringo (12:58:31 6/07/2009)
сколько спирта?
Konstakotov (12:58:35 6/07/2009)
примерно 12.
Konstakotov (12:58:42 6/07/2009)
примерно 20
Gringo (12:58:43 6/07/2009)
12 чего?
чего 20?
Konstakotov (12:59:59 6/07/2009)
12 дней-ночей сплава, со стапелем вместе.
20 литров спирта наверное
Konstakotov (13:00:16 6/07/2009)
на 6 человек.
Gringo (19:15:57 7/07/2009)
Спиртяга доставлена!
Мы не охренеем с двадцати-то литров?
Konstakotov (22:54:58 7/07/2009)
да хрен знает. но ты же знаешь, что если кончится, то будет хуже.
Gringo (22:55:11 7/07/2009)
лучше!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
(Схема Гутары, с запугишами.)
Тем не менее комплектовались более тщательно чем в прежние поездки. В список необходимых вещей включили спасжилеты и каски.
Из переписки:
Gringo (09:25:38 17/07/2009)
вятские каски себе купили?
Konstakotov (09:26:00 17/07/2009)
не знаю. Лелик себе строительную взял.
Gringo (09:26:13 17/07/2009)
Джамшут! )))
Классные фотки получатся )))
Короче храбрились, как могли. Правда, в один момент мелькнуло желание поехать застраховать жизнь, но мы его отмели как «не пацанское». Но, жутики продолжались. Родилась мысль зарегистрировать группу в МЧС, на всякий случай.
Из переписки:
Gringo (10:32:17 20/07/2009)
Что про МЧС?
Konstakotov (10:34:58 20/07/2009)
Щас пробую.
Konstakotov (10:58:56 20/07/2009)
Так: тамошние МЧСники сказали что руководитель группы должен подъехать к ним для регистрации группы. Сказали что по времени не очень удачно, т.к. уровень воды сильно скачет. Карту маршрута надо, и личная беседа с руководителем. Опыт спрашивали, сказал 3-3,5 опыт. Сказали, что сложно все это, и надо к ним приезжать. Но, похоже, только утром 24 числа возможно будет. В общем, могут быть проблемы с выпуском группы и с регистрацией по причине: 1. нет документального подтверждения о наличии опыта ни у кого; 2. принимая во внимание сложную водную обстановку могут отказать; 3. вполне возможно они вообще не хотят этим заниматься, - лишний гемор; 4. нет оборудования спасательными концами плавсредства. и т.д. там этим занимается ГИМС. со всеми вытекающими требованиями.
Konstakotov (11:02:23 20/07/2009)
Ракетницы, фальш фаеры может взять все-таки?
Konstakotov (11:08:54 20/07/2009)
Наличие страховых документов? Никто не застрахован?
Konstakotov (11:09:33 20/07/2009)
Проверить самостоятельно и предоставить для проверки (при согласии граждан) групповое и личное снаряжение, касающееся безопасного прохождения маршрута, имеющиеся средства связи, средства сигнализации, маршрутные документы, наличие продуктов питания, медикаментов.
А ниже поясницы все это время - жим-жим…
Из переписки:
Konstakotov (12:51:30 20/07/2009)
В сплаве нет ничего страшного. И даже легче с большой водой. Выше 3 категории не прыгает маршрут в это время года ни при какой воде. Да, посмотри фотки с гутарских порогов - они могут стать опасными только в период активного таяния снегов, когда вода действительно большая, т.е. подъем на 1,5-2 метра и больше.
Ну, конечно!
Из переписки:
Konstakotov (13:08:44 20/07/2009)
Не сцыте, я сам боюсь. Чета мы как на хер знает куда готовимся. Судя по информации, сплав по Большой Хайме - Лемве (Приполярный Урал, прошлая поездка. viewtopic,t,4835.html прим. Gringo) ничуть не проще, а скорее всего еще и сложнее, чем то, что мы будем проходить.
Короче, собрались как могли.
Группа:
1. Konstakotov
2. Барабан он же Сергей Анатольевич
3. Лёлик он же Лапин
4. Хоттабыч он же Ренат
5. Саня
6. Gringo он же Лёлик-2
У нас два четырёхместных ката без рам, весла, котловое, топоры, пилы, еда, прочий общак, личка, гитара. Выходит по две поклажи на человека. Хочешь – не хочешь, а по-любому две ходки делать, что по поездам, что на пешем участке через перевал, который судя по всему, может и случиться, уверенности в том, что нас 100% забросят на лошадях, нет. Ужимались по вещам как могли. Я, имея уже опыт двухдневной пешки по горам и верховым болотам (Знаете, что такое верховые болота? О!) с рюкзаком весом в 50 кг, громче всех орал, чтобы брали меньше барахла, за что был постоянно посылаем всеми примерно в одну и ту же сторону. Орал я долго и нудно, примерно так:
Из переписки:
Gringo (11:01:07 17/07/2009)
Послушайте меня, товарищи по несчастью!
Мы идем в поход, а не на рыбалку едем.
Эта мысль – главная, но, видимо, она не всем в голову пришла.
Даже если у кого-то настрой такой, что он едет на рыбалку, то по факту он вместе со всеми идет в поход. Как бы некоторые этого не отрицали, они всё равно окажутся в походе и на сплаве в первую очередь, а уж только потом на рыбалке.
Впереди у нас перевал, и хрен его знает, что там будет с погодой, с лошадьми, с прочим.
Я еще понимаю ваше желание вывозить на местную рыбалку по 4 спальника, генераторы, электронасосы и пр. йню, так, что уже не знаешь самому на лодке плыть или вещи перевозить.
Но это будет не рыбалка, а поход!!!
Еще раз говорю!
Будет рыба или не будет... не факт
Но перевал будет 100%
…в итоге, мой рюкзак оказался самым тяжелым. И знаю почему – а, нефиг жлобиться и шерсть с хлопком с собой таскать в походы! Хочешь чувствовать себя человеком – покупай нормальную современную походную одежду. Дорогую. Про одежду позже еще много чего расскажу.
(Кака красота!)
Наступила пора сборов и предметных обсуждений.
Из переписки:
Gringo (20:19:40 6/07/2009)
пилу нашел
надо собираться, я думаю
ты как думаешь?
Konstakotov (20:20:17 6/07/2009)
ну тепрь то уж точно надо)
Gringo (20:20:28 6/07/2009)
почему именно теперь?
Konstakotov (20:20:39 6/07/2009)
ну ты же нашел пилу)
Ну, потом еще было определение рациона питания, соответственно закуп провианта… дозакуп… еще дозакуп.
Из переписки:
Gringo (12:31:52 14/07/2009)
перловку вычеркни
я с нее блюю
Gringo (12:32:16 14/07/2009)
блин, со спирта, конечно, я тоже блюю...
Наступили последние выходные. В понедельник отъезжаем! Всё упаковано и прибрано. Даже ничего не забыто. Сидим на рюкзаках.
Из переписки:
Братан (10:24:53 17/07/2009)
сегодня наверно никто на рыбалку не поедет
Gringo (10:25:07 17/07/2009)
нет
Gringo (10:28:10 17/07/2009)
в понедельник едем с ночевкой
поедешь?
Братан (10:28:35 17/07/2009)
куда?
и почему в пн.?
Gringo (10:28:59 17/07/2009)
ну, так случилось, что поезд в понедельник отходит
Братан (10:30:11 17/07/2009)
там же не одна ночевка
Gringo (10:31:13 17/07/2009)
все пройдет как один день
мы ж спиртягу берем
в Бугульме отрубаешься
в Челнах включаешься
И наступил понедельник. Отъезд во второй половине дня. Некоторые еще умудряются до обеда осуществлять трудовую деятельность. Прикатывают из Полян Хоттабыч и Саня. Грузимся в две «Эльки», и Азат с гриппующим Олегом (спасибо, мужики!), везут нас на вокзал в Бугульму.
А дальше поезд! Кто-то уже, наверное, в курсе, как мы умеем ездить в поездах. На сей раз, все было более пристойно, но не без веселого и почти безобидного разгула. А как без этого, особенно если наша плацкарта крайняя у туалета! Надо же как-то выживать. Началось всё с каперанга. Только загрузились, застелились, пивка по бутылочке дернули… Уже спать ложились, и тут мимо нашего купе идет мужик. Мужик останавливается и минуты две молча, трясет сжатой в кулак рукой с поднятым вверх большим пальцем. Мы молча наблюдаем. Дядька, молча, садится на оду из наших полок и говорит:
- Вы, классные мужики! Я на вас сразу обратил внимание, - и уходит.
Тут я вырубаюсь, и просыпаюсь через несколько часов. Мужик, Барабан и Костян бухие сидят и бухтят о морях и дальних походах. Ни фига себе, - думаю – глаза закрыл!
- Чё происходит-то?
- Слезай! Нефиг спать! Это – дядя Володя! Мы бухаем, ща на станцию пойдем курить!
Оказывается, дядя Володя уходил за пузырем. Отрубились на рассвете.
Чем в поезде заниматься три дня? Ну мы тем и занимались. Мы и наш новый друг военный моряк, капитан первого ранга в отставке – дядя Володя, он же каперанг.
Дядя Володя, Привет! Мы тебя помним!
(Каперанг.)
А, ехал дядя Володя аж во Владивосток. Из нашей плацкарты он уходил исключительно поспать, потом быстро бежал обратно, матеря своих соседей, который полоскали ему мозг статьями и рецептами из газеты «ЗОЖ». Дяде Володе 70 лет, соседи младше его на 15-20 лет, и они его страшно бесили со своими болячками. Военных историй и морских баек он знал немало, чем мы здорово развлекались. Каперанг терпеть не может американцев и прочее североатлантическое отребье. Эпизод:
Хлопнули по 50. Курим в тамбуре. Костян выходит в тамбур последним и громко говорит:
- Арака барма?
Каперанг не разворачиваясь молвит человеческим голосом:
- Да, пошел он на **й, твой Барак Обама! – делает театральную паузу, и дальше, повернув голову в сторону Костяна, – Вместе с тобой!
Тамбур на полу…
(Уважаемые люди.)
Чем в поезде заниматься три дня? Ну, мы тем и занимались. Ели, пили, бегали за пивом на станциях, спали полдня. Спали… Решил Лелик предаться послеобеденным объятьям Морфея. Внизу жизнь кипит – не предашься. В поезде жара, окно открыто. Лелик ложится на верхнюю полку. Дует. Лелик ложится на мою верхнюю полку – первую по ходу движения поезда, пытается уснуть, ворочается… В один момент он поворачивается особенно неловко и все сидящие на нижних полках наблюдают улетающую в открытое окно поезда подушку. Нам и так весело, а тут такой повод поржать!..
Позже родились стихи:
"Поезд идет. Колеса стучат.
В открытые окна подушки летят."
Потом долго торговались с проводницей.
("Разговор в поезде.")
Чем в поезде заниматься три дня? Ну, мы тем и занимались. Красноярск. Вокзал. Бежим с Костяном за едой. Костян в очереди стоит, я выбираю «Дошираки» повкуснее. Ко мне подходит цыганка. Диалог:
Цыганка:
- Ты ехал далеко, долго и тяжело, поэтому дай денег на хлеб.
Молчу, делаю вид, что очень внимательно выбираю самый вкусный «Доширак».
Цыганка:
- Вижу, что мучает тебя серьезный вопрос. Не волнуйся, ты его разрешишь.
Меланхолично интересуюсь:
- Что за вопрос-то?
Ответ заставляет ржать и бежать:
- Я откуда знаю!
(Предчувствие гор.)
Чем в поезде заниматься три дня? Ну, мы тем и занимались. Разговор пьяных туриков:
- Что-то сны какие-то нехорошие стали сниться.
- А, ты не спи!
Негативное отношение к нам проводников, их выкрики и угрозы по поводу нашего пьянства, прекратились в тот же момент, когда мы перестали покупать пиво и водку на станциях, а начали приобретать у них. Лошары: сразу не догадались, пришлось пережить несколько конфликтов. Зато потом!.. мы стали лучшими клиентами.
Паровоз пришел в Нижнеудинск поздно вечером, и с опозданием. Остановка была сильно сокращена и поэтому рюкзаки летели на перрон как из катапульты.
Несмотря на призывы проводницы, и ее попытки перекрыть собственным телом выход из вагона, каперанг сказал, что ему *** на все условности, которые мешают ему проститься с новыми друзьями. После бурного прощания на перроне, пришлось его уговаривать лезть обратно в вагон. А, он все время сокрушался, как ему вытерпеть еще четыре дня с этими тетками и прапорщиком танкистом. Будь здоров, дядя Володя!
(Горькие минуты прощания.)
Нижнеудинск встретил нас в 22:30 «оптимистическими» показаниями вокзального термометра, который безбожно врал, но его намек мы поняли.
(Не Сочи...)
Что удивило и порадовало, так это присутствие на перроне руководителя местного туристического клуба. Человек, не поимевший с нас никакой корысти, приехал встречать, провожать и грузить на ожидающий «Урал».
«Урал»! Зверь машина! При одном взгляде, становится понятно, что лезть в него тебе не сильно хочется. Но, это не самое страшное. Хуже то, что мы едем на нем не вшестером, а объединенной группой – мы и такие же турики из Уфы. Пошли на это мы из-за соображений экономии, но она не выгорела, поскольку водитель сыграл на некоторой недоговоренности, которую мы прошляпили. За что и получили жуткий трансфер – в кузове нас было человек двадцать, плюс куча барахла. Ехали, правда, весело, с песнями с распитием крепких спиртных напитков.
(Лейся песня!)
Расскажу про прокол. Договорились по цене. Выставили нам ценник в 27 000 рублей за машину. На вопрос можно ли объединиться с какой-нибудь группой, нам сказали, что можно. Мы, подразумевая, что это будет стоить дешевле, типа вдвое, больше ничего обсуждать не стали, как само собой разумеющееся. Ну, нам и вдули в конце 27 000. Потом сжалились и скинули до 26 000, сказав, что с нами же договаривались и вторая группа здесь не причем. Вот так. А мы как обезьяны скакали там друг другу по головам 18 часов. Будьте бдительны, проговаривайте нюансы. Уфимцы, по ощущениям, так не лопухнулись как мы. Но они и ехали не в первый раз, и уже знали водителя, и даже день ждали, пока мы приедем. Значит – точно сэкономили. Но, лошары все равно мы.
Особой веры в «счастливое» будущее придавал рассказ уфимских попутчиков о предстоящем нам маршруте. Оказывается, они там уже бывали, и наше заявление о том, что идем именно на Мурхой, вызвало у них нервный коллективный смех… звучали пожелания удачи и абсолютного счастья. Описывались некоторые места и участки реки, которые оставят в нашей памяти неизгладимые впечатления. Были рассказы про оверкили, переворачивание и купание в бочках, прочие туристические развлечения… Сами они идти туда больше никогда не хотели. Уфимские турики ходят уже много лет, и практически каждый год, поэтому им как-то верилось, особенно после рассказа про спасжилет.
Почему на сплаве спасжилет должен быть обязательно надувной? Оказывается, что если тебя закрутит в бочке, или в какой другой радости, на несколько минут, то у тебя с собой в запасе (в жилете) есть несколько литров воздуха, которые могут спасти тебе жизнь. А, обыкновенные жилеты – фигня полная! Внутри бочки они все равно не помогают, не выталкивают на поверхность. Они, типа, уже сто раз так делали.
Из рассказа уфимцев про бочку:
- В бочке, ведь главное, что?
- Что?
- Главное - весло не потерять! Спас жилет тебя не спасет, по-любому уйдешь на дно, где тебя потоком закрутит в клубок, и не выплывешь. А, вот если ты лопастью весла поймаешь струю, тогда тебя за весло может и вытянет из бочки-то. У меня прошлый раз на Гутаре так и было…
Страсти рассказывались в момент бегания основной части нашей группы за водкой, и слышали всё только двое из нас – Саня и я. Саня – человек с железной волей, я же подумал: «Мама!» Если турики с десятилетним стажем, сказавшие правда, что они не экстрималы, просто иногда попадает, говорят, что там не сладко и мягко говоря, опасно, то чего ждать нам – людям, которые поехали не за сплавом, а в первую очередь за рыбалкой! Тем боле, что в отчетах, которые мы изучали, наш маршрут был описан при низкой воде, а уфимцы тогда, как и мы сейчас, тоже попадали на большую воду.
(Радостные такие...)
Ну, да всё это ожидало нас в более отдаленной перспективе, чем поездка на «Урале», в кузове которого мы уже сидели. Разговор пошел примерно следующего содержания:
- Водила-то спал сегодня? Кто знает?
- А что такое?
- Да он же утром только вернулся с заброски, группу возил. Если не спал, то уже третьи сутки на ногах. Как бы ни вышло как в тот раз.
- Да, он зятя специально взял, чтобы то его будил. Хотя, зять тоже третьи сутки не спит…
- А, чего было-то в прошлый раз?
- В который? Когда он в деревья влетел, заснув на ходу, или опрокинулся когда?… - и дальше пошли истории про то куда и когда он влетал, историй было достаточно, для того чтобы забыть бояться про реку и начать волноваться про поездку на «Урале», с такими перспективами на реку мы могли и не попасть.
Поехали!
Люди, бывавшие на этом маршруте, говорили, что эту поездку на «Урале» мы не забудем никогда. Тряска началась сразу.
- Это еще ерунда, - сказали уфимцы – вот сейчас съедем с асфальта…
- Ах, это еще и асфальт?!
Наступила уже совсем ночь, и куда нас везли было совсем не понятно, дороги не видно, но чувствовалась она каждой кишкой. По причине полного расколбаса, началось коллективное пьянство. Сперва пытались разливать, поняв весь бесперспективняк такого подхода, стали пить из горла, закусывая сухарями и лимонами.
(Понеслась.)
Спиртяга, и то слегка, нахлобучила лишь малую часть народа, хотя выпили прилично. Забалдели только те люди, которые впоследствии смогли даже заснуть прямо на ходу. Может, какое свойство организма? То, что происходило нельзя назвать тряской, поскольку это было скорее подбрасавание и подпрыгивание. Многие сидевшие на лавках, надели свои походные каски, - башкой постоянно било о железные дуги, на которые был натянут тент. Что-то подобное, наверное, чувствует волейбольный мяч – вначале тебя подкидывает, а потом сверху резко бьет по тыкве. И так постоянно. Время пути, который еще предстоит проехать, и дорогу контролировать невозможно, поэтому сознание, пытаясь избежать упадка духа, окончательно выключилось, оставив место лишь терпению и надежде. Поняв, что алкоголь настроение нам не поднимет, а просто тупо кончится, бухать бросили.
Водитель, к нашему счастью, был человек опытный и достаточно гуманный, поэтому останавливал машину каждые полтора-два часа, для десятиминутного отходняка туриков. Один раз простояли больше получаса – пилот решил, к всеобщей радости, немного поспать.
(Ты, чувствуешь тоже, что и я?)
И наступило утро. Рассвело. Мы начали видеть то, что хотели увидеть всю ночь – дорогу и ландшафт. Мрак! Лучше бы не смотрели. Вокруг тайга, впереди колея, сзади колея. Туман, сыро, грязь.
(Где-то...)
(Как-то...)
И, тут!.. Когда уже окончательно рассвело, произошло то, к чему все были готовы, но надеялись, что пронесет. «Урал» въезжает в очередную лужу и почему-то останавливается. Приехали! На мостах. Мы вылезаем. Глаза красные, головы гудят, кишки пытаются расплестись, руки полны жажды деятельности, - типа вытаскивать машину. К водителю:
- Чем помочь? Что делать?
- Спите, пока возможность есть.
- А может, машину вытащим?
- Ну, начинайте. Берёте с обеих сторон, поднимаете и вытаскиваете… Спите, говорю. Будем ждать. Скоро должен бензовоз золотарей пойти.
- Долго?
- Может часов пять.
(Шеф, помочь?)
(Старушки, по числу сбитых.)
Народ посыпал из машины. Я, прогулявшись пару сотен метров в поисках грибов, понял, что мне лучше прекратить пребывать в вертикальном положении, уныло побрел к машине.
(Красный демон Саян.)
Вокруг кипела жизнь. Уфимцы ехали на матрасный сплав с детьми, поэтому перед ними стояла задача детей накормить, чем они и занялись. За одно, супом с, милыми сердцу каждого советского ребенка макаронами-звездочками, были накормлены и мы. Мне, правда, достался последний стакан бульона, поскольку я всё проспал. И то, как Саня лазил за кедровыми шишками,
и зайца,
и сам завтрак, и приход бензовоза, и даже то, как наш «Урал» этим бензовозом вытаскивали.
К счастью, прогноз про пять часов ожидания не подтвердился, и бензовоз пришел всего через полтора-два часа.
(Ну, и как в прошлый раз - "Конец простой: пришел тягач.")
(Лезьте в будку, турики!)
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=eF5fA3m9dns
С этого момента дорога лучше не стала. Мослы болели, мышцы ныли, особенно у меня мучился живот, я так и не понял, что это было: то ли ливер от тряски, то ли мышцы от постоянного, к тому времени уже 10-ти часового напряжения. Приходилось все время группироваться, дабы не пострадать от какой-нибудь травмы тупым предметом или не покалечиться под прилетевшим на тебя телом соседа, поэтому все мышцы, от пяток до затылка, были в постоянном напряжении. Обезьяну на дереве представляете? Лично я ехал именно так: в пяти сантиметрах под моей задницей находилась лавка, которая задницу все время догоняла, ноги стояли на каких-то рюкзаках, в то время как основная масса тела висела на растопыренных руках, держащихся за каркас тента.
Где-то на 14-м часу пути, наступила минута личного счастья для уфимцев – они приехали на свою реку.
(Первый, пошел.)
(В поисках "Куриного бога".)
Малая Бирюса текла быстро, но спокойно. Выглянуло солнце, и Саяны показали кусочек собственного великолепия, так сказать – деморолик. Первая мысль, которая меня тут же посетила – к чертям «Урал» (ехать еще часов пять), к чертям Мурхой, с его жутиками, остаемся здесь, идем с уфимцами! Наши, секунду посомневавшись, сказали, что поедем дальше. Уфимцы же сразу были против:
- Нет, нет! Раз уж вы решили, запланировали маршрут, то нужно по нему обязательно пройти!
… сделав паузу:
- У вас столько спирта, и вы та-а-ак его пьете!.. а у нас дети… Короче, валите куда хотели.
А, рыбалка-то вот она! Рядом! Кстати, что первое схватили уфимцы в руки, так это – удочки, правда, потом, частью, одумались и занялись лагерем.
(Трофей, пока каменный.)
Жить вшестером в «Урале» с одной стороны комфортнее, с другой, есть шанс пролететь через весь кузов и тебя ничто не остановит. Зато, светило солнце и мало того – пекло. Мы тряслись уже не по непроглядной тайге, а по красивейшей реке Бирюса. Видели малька хариуса, скалы, красивые камни, глубокой синее небо и огромные белые облака… Короче говоря – жить стало веселее. Мозг почти смирился с неизбежностью расколбаса, и если бы не мысль: «Было бы чем, давно бы уже блеванул», - то было бы совсем хорошо. Ладно, хоть дети сошли – курить можно на ходу. Можно, конечно, и выпить, но не лезет.
Видео "По дороге на Мурхой": http://www.youtube.com/watch?v=PFeYAeP3jaU
Видео "По дороге на Мурхой-2": http://www.youtube.com/watch?v=F-giIRSFIrQ
Естественно, мы сломались. Правда, все как-то быстро наладилось. Тем не менее Хоттабычу хватило времени, чтобы отчебучить...
Стоянка заняла около получаса:
(Ручей имени Хоттабыча, и одноименное бревно.)
("Веселый клоун, Грустный клоун."
Моя любимая.)
Однажды водитель, вдруг, подал сигнал. Мы выскочили из-под тента и увидели на реке утку. Подумаешь! Было бы чего смотреть! У нас этой утки!.. Через некоторое время он гуднул еще раз. Что теперь? Неужели лягушка! Бу-га-га!
(Такая дорога.)
На следующей остановке:
- Чего гудел-то?
- Утку видели?
- Ну. А второй раз чего?
- Так медведя с дороги согнали, прямо в колее сидел.
- Упс!
Саяны решили, что свою норму солнца мы уже выбрали, и светило зашторили. Пошел дождь. Начали обратно утепляться.
Следующее более-менее интересное событие – проезд через золотые прииски. Водителю нужно с кем-то там переговорить. Нам дана жесткая команда – из кузова не высовываться! Об этом еще раньше говорили и уфимцы. Почему, я так и не понял. Зоопарк какой-то! Потом нам объясняли, что золотари не любят туриков за то, что те ездят в горы и моют золото. Что-то мне не кажется это правдоподобным. Может просто туриков берегут от возможных конфликтов, народ-то на приисках горячий. Короче пробоялись под тентом, так ничего и не поняв. Реки в районе приисков убитые навсегда, хорошие видимо были реки, а теперь кофе с молоком.
Ну, и последнее, что вспоминается на этом участке пути – порог на Бирюсе.
Смотришь на него и вспоминаешь дом, детей… Ощущение от увиденного как у приговоренного, после того как отклонена последняя апелляция на помилование. Из уст более героических личностей это звучит как: «Ни шагу назад!»
Порог на Бирюсе. Хоттабыч на дальнем плане: http://www.youtube.com/watch?v=VblB3vDyQiY
В тот момент, ясно понимаем, что пройти здесь на катах не смогли бы, не только мы, но и никто другой.
Но, тогда мы просто еще не знали собственных (хи-хи-хи!) скрытых резервов и глубины мешка с отпущенным нам везением.
Однажды, когда у меня уже мелькнула подкупающая новизной мысль о том, что наверняка будет значительно легче ехать, если вскрыв брюшную полость, вытащить и выбросить оттуда кишки… «Урал» остановился.
- Всё! Приехали!
Покинув кузов вездехода, мы увидели сказочную долину.
Между лесистыми вершинами гор пробивалось приветливое солнце, освещая тонкими вечерними лучами несколько склонов, по которым стелили свои молочные кудри нежные туманы-облака. Бездонный, голубой и невинный, как глаза белокурой девочки, которую ты безумно любил в свои неполные четыре года, небесный купол был насквозь прострелен двумя полными и яркими как карнавал радугами. Обе радуги брали свое начало прямо здесь, у сказочного до нереальности подножья ближайшей к нам горы. Гора была настолько неописуемо прекрасна, что казалось, будто невидимые волшебные силы одолжили ее на время в эльфийском лесу Толкиена, чтобы только мы смогли на мгновенье, краем одного глаза, увидеть всё её бесподобие. Внизу ущелья, в ста метрах от нас весело звеня, стремила свои дивные чистейшие воды ледяная и сладкая на вкус горная река.
Я стоял посреди всего этого великолепия и думал:
- Господи! Как же все-таки мне бы блевануть-то?..
to be continued...
Последний раз редактировалось Gringo 25 сен 2009 12:19, всего редактировалось 6 раз.
Я уверен, что люди и рыбы могут вести мирное сосуществование.
Dima K, про Урал - Мордор отправил отрывок по журналам-газетам. Практически никто не ответил. Ну, там, конечно нужно сильно редактировать
Из одного крупного журнала прислали ответ, типа: отчет разместить не можем - не формат по содержанию и объему... а, пришлите, пожалуйста, концовочку дочитать
Из одного крупного журнала прислали ответ, типа: отчет разместить не можем - не формат по содержанию и объему... а, пришлите, пожалуйста, концовочку дочитать
Я уверен, что люди и рыбы могут вести мирное сосуществование.
- RbIBACH OK!
- Коренной Татфишевец
- Сообщения: 2726
- Зарегистрирован: 26 фев 2009 19:29
- RbIBACH OK!
- Коренной Татфишевец
- Сообщения: 2726
- Зарегистрирован: 26 фев 2009 19:29
Не вижу пока... Мой отчет - творчество коллективное, приходится несколько памятей вскрывать... Есть чё?RbIBACH OK! писал(а):Легко...
Щаз накаркаешь!Glide писал(а):Ты же видишь, сколько он пьет!
Еще раз прочитай!Glide писал(а):Несколько раз прочитал, но все равно не утолил жажду... еще хоца!
Я уверен, что люди и рыбы могут вести мирное сосуществование.