СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1. Первейшее - это здравый смысл.
2. Спасалки.
3. Веревка 15 - 25м, идеально, если во время перехода Вы волочете на ней ящик/ледянки с «барахлом», а сами идете на легке.
4. Спасательный жилет или костюм поплавок.
5. Лыжи
6. Шест
7. Пешня
8. Средства для разведения огня в герметичной упаковке (спички, сухой спирт, бумага и т.д.)
9. Сухие носки, завернутые в пару-другую ПЭ пакетов
10. Герметично упакованный сотовый телефон.
11. Для больших пространств: компас (GPS- навигатор) и плитка шоколада в кармане.
ПРИЗНАКИ И МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ НЕНАДЕЖНОГО ЛЬДА
1. Любой лед тоньше 5см. Норма – 10см на 100кг.
2. Образование концентрических трещин со скрипящим звуком – очень опасный признак! Радиальные трещины, образующиеся с потрескиванием – тоже не хорошо, хотя и не столь опасно.
3. Темный и/или ноздреватый лед.
4. Лед, пробивающийся одним ударом пешни.
5. Места выхода воды на лед.
6. У стоков заводов или других предприятий.
7. Где бьют ключи, впадают ручьи и реки.
8. У берега.
9. На течении.
10. У зарослей камыша и тростника.
11. Вмерзшие в лед коряги и водоросли, воздушные пузыри и трещины - потенциально опасные места, которые лучше обойти стороной.
12. Особую опасность представляет лед, покрытый толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно.
13. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2—3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
КАК ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ ПО ЛЬДУ
1. Переходить водоем по льду только при хорошей видимости.
2. Желательно идти группой.
3. Первым идет опытный рыбак.
4. Дистанция – от 5м.
5. Идти, проверяя лед пешней.
6. Идти скользящим шагом, не отрывая ног ото льда.
7. Рюкзак на одном плече, если на лыжах – расстегнуть крепления и снять петли палок с рук.
8. Спасалки – на груди или, как у детей варежки, на резинке.
9. Лучше выходить на лед по чужим следам или там где явно виден безопасный сход.
10. Обходить участки с темным, ноздреватым льдом.
11. Безопасная толщина льда – 10см на 100кг.
12. Не уходить далеко по глубокому или мокрому снегу.
13. По первому и последнему льду всегда ходить с ДРУЗЬЯМИ
ПРОВАЛИЛСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
ГЛАВНОЕ не терять самообладание!
1. Проваливаясь под лед, раскиньте руки и постарайтесь избавиться от лишних тяжестей. Не паникуйте!
2. На тонком (молодом) льду не делайте резких движений (не обламывайте кромку).
3. По последнему льду надо ударами рук обломать распадающийся лед, что бы добраться до относительно твердой кромки.
4. Выбирайтесь, по возможности в ту сторону, откуда пришли, там – проверенный лед.
5. Позовите на помощь (если есть кто-то рядом)!
ВАЖНО: Старайтесь не погружаться под воду с головой! Если возможно, переберитесь к тому краю полыньи, где течение не увлекает Вас под лед.
Провалившись, вы скорее всего окажетесь спиной к тому направлению, куда вам желательно выбираться.
Если вы достаете ногами до противоположного края провала, примите горизонтальное положение, упираясь в него ногами. Вытащите на лед сначала одну ногу, затем вторую. Перекатитесь на живот и отползайте подальше от места провала. Если майна большая, пробуем выплыть спиной. Характерно здесь то, что когда ложишься на спину, то голова, а соответственно и направление движения оказывается в сторону только что пройденного пути,
т.е. точно на лед, по которому только что шел. Этот способ - очень эффективный и не требующий посторонней помощи и приспособлений.
А просто так, не пользуясь ничем, на лед вылезти практически невозможно, так как зацепиться на нем не за что. Так что самый эффективный способ - выплывать на лед на спине. Этот способ спасения на спине может применить абсолютно каждый, учитывая, что верхняя кромка льда возвышается над уровнем воды всего на 1-1,5 см, а то и вровень. Если вам удалось таким способом выбросить спину на лед, переворачивайтесь на живот и отползайте от полыньи.
Если вы развернулись лицом к тому направлению, куда вам следует выбираться, ваша задача – выползти грудью на лед на столько, что бы вы
КАК СПАСТИ ТОНУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
1. Действуйте решительно и быстро (но не безрассудно!), пострадавший коченеет в ледяной воде, намокшая одежда тянет его в низ.
2. Немедленно крикните ему, что идете на помощь. Когда вы спасаете провалившегося, нужно постоянно его подбадривать.
3. Приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув руки.
4. Подложите под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползите на них.
5. К самому краю полыньи подползать нельзя.
6. Бросьте пострадавшему веревку или связанные вместе шарфы, протяните ему лыжу, шест…
7. Если Вы не один, то, взяв друг друга за ноги, ложитесь на лед цепочкой и двигайтесь к пролому
8. Подав пострадавшему подручное средство, вытащите его на лед и ползком двигайтесь от опасной зоны
9. В случае необходимости окажите пострадавшему первую медицинскую помощь.
Оставление в опасности - это не только свинство, но и уголовно наказуемое деяние.
ВЫБРАЛСЯ ИЗ ПОЛЫНЬИ! ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
1. Уйти от опасного места.
2. Выжать одежду.
3. Если поблизости есть теплое помещение: жилье, машина, обогреваемая (а хотя бы и нет) палатка – напроситься на постой любой ценой!
4. Если поблизости нет теплых помещений – найдите место для разведения костра (ведь вы же не забыли взять с собой спички и растопку в герметичной упаковке…).
5. Если дров (травы, бензина, и т.д.) поблизости нет – сделайте все для согревания ног! Держите в ящике (а лучше за пазухой!) сухую пару носков, упакованных в пару ПЭ пакетов. И - бегом в сторону тепла!!!
ЕЗДА ПО ЛЬДУ НА МАШИНЕ
1. Никогда не надо ехать по чужой колее ( только в случае крайней необходимости) На льду частенько образуются трещины, они не прямолинейны и подмерзают за день - два, но образуются своего рода языки, зоны ослабленного льда. Первая или сто первая машина идущая перед вами по колее, ломает такой язык, но сама пролетает его, и это уже ваша доля.
2. Лед всегда неоднороден по своей толщине, там где дно неровное и есть тяга - теплая донная вода истончает лед своеобразными пятаками. Эти опасные места надо просто знать, то есть кататься по ледяному полю не от кучи к куче, а обдуманно. Если вы все таки попали на опасный участок льда, пробурите серию лунок и промерьте лед по предполагаемому маршруту.
3. Всегда "слушайте" лед, под машиной он всегда гудит, есть гул не правильный, издаваемый льдом испытывающим критическую нагрузку. дело это субъективное, но проще остановиться и пробурить , померить лед. К слову - лед в 20 см смело держит буханку!
4. Не возите с собой пьяных друзей, если рыбалка с ездой по льду – пить только на берегу, после рыбалки.
5. Если вы передвигаетесь на двухдверной Ниве и вам страшно (бывает и так если в машине больше двух человек, а двери всего две), откройте багажник и пусть на его край сядет третий-четвертый пассажир, ноги свисают, не страшно, за то есть ответственность за жизнь пассажира.
6. первый враг водителя на льду - это снежный буран, следы на льду заметает мгновенно, можно потерять дорогу, залететь в торосы, или перемет из снега , нужна лопата, веревка, и готовность копать - толкать до посинения.
Данный справочник является сокращенным вариантом статьи:
http://www.tatfish.com/fishing/articles/187.html
"Береженого Бог бережет".
Текст – попытка сконцентрировать и систематизировать материалы Форума по безопасности на льду. Надеюсь, что более опытные Татфишевцы откорректируют и дополнят эту подборку.
Авторы: KDB (ну просто ледовый монстр! Пингвиний шаман, в натуре

Если кого пропустил – звиняйте!!! На самом деле авторов было очень много! Сначала пытался сохранить авторство… устал, замерз, руки разжались…

Очень надеюсь на помощь участников Форума. Для пингвинов-птенцов

С уважением, Uncle