
Береговой спиннинг.
Ловля на больших реках и водохранилищах.
Не раз и не два мне приходилось читать пренебрежительные высказывания о береговой ловле на больших водохранилищах. Спорить сложно, лодка здесь дает очевидное преимущество. Однако это, странным образом, не мешает сотням рыболов России с окончанием запрета и вплоть до наступления холодов выходить на берега «гигантских заводей» или рек, к ним примыкающих, с целью, не мудрствуя лукаво, «подергать» окуня, щуку, а, если повезет, то и судака.
Тема эта очень обширна. Означенных водоемов на территории страны немало, причем все они по-своему уникальны. Более того, их структура неоднородна. Охватить существующее многообразие в рамках одной публикации или даже серии одному человеку, физически невозможно. Поэтому я буду очень рад если, кто-то, возможно более опытный в деле спиннинга, присоединится к моему «демаршу», так сказать, подхватит инициативу и поможет развить тему. Начать серию мне бы хотелось с судака, но прежде - немного предыстории.
Берег левый, берег правый.
Где-то лет в десять, у меня появилась мечта: поймать щуку (неожиданный поворот?). Кому-то она может показаться незатейливой, а я прожил с ней, вы не поверите, больше пятнадцати лет! И только, уже став отцом семейства, смог ее наконец-то реализовать. Первой мой «шнурок» едва ли тянул грамм на двести, но радость он мне подарил какую-то невероятную. Надо было видеть в общем-то не мелкого мужика, трясущегося над махонькой рыбкой. Важен здесь не сам факт поимки, а то, где это произошло. Мой дебют состоялся в неприметном, заросшем элодеей и еще какими-то растениями заливчике, на берегу Волги, недалеко от устья Камы. Чтобы вы представляли – противоположный берег реки в этом месте, конечно виден, но разобрать, что на нем происходит, невозможно даже в очень хорошую «оптику». Надо ли говорить, что, делая свои первые шаги в спиннинге, мыслями я был там, на той стороне реки. Это сейчас у меня есть понимание - все далеко не так однозначно, а тогда... Впрочем, объяснять тут наверное ничего не надо, подобные заблуждения широко распространены даже в среде многоопытных рыболовов.
Прошло по крайней мере два года прежде, чем мне удалось собраться туда, где, как казалось, «паслась» бездонная прорва исключительно крупной рыбы. Правда, произошло это зимой. Соответственно, в руках у меня были не спиннинг, а ледобур и короткий «удильник». Я уже имел некое представление о донном рельефе и технике поиска хищника. Бездарно потратив почти весь день на поиск маломальских пристойных «ориентиров» – бровки или некоего подобия коряжника, просто встал, где придется, и поймал! Поймал всего одного судака… Казалось бы, ожидания пошли прахом, жизнь потеряла смысл, время потрачено в пустую – никакой «прорвы» явно не наблюдалось. Но не тут-то было. Судак этот весил 2,5 килограмма. Можно сказать, это был мой первый серьезный трофей. С тех пор я и загорелся водохранилищами. Следующее лето мы с моим бессменным компаньоном по спиннингу Игорем практически полностью провели на их берегах.
На первых порах пытались искать судака ночью. Нельзя сказать, что наши эксперименты оказались совсем неудачными. Первый же выезд был ознаменован поимкой хорошего «полуторакилошника». Но и особо успешными их назвать сложно. Несмотря на то, что держались мы отмели и делали все строго так, как было описано в периодике, какой-то стройной системы ловли у нас не получалось. Чтобы уйти от нуля, «отрывались» на рассвете по окуню и бершу - в наших краях последнего очень много. Сейчас уже и не вспомню, как долго все это продолжалось. Просто в какой-то момент возникло понимание того, что подобная тактика бесперспективна, и мы решили изменить подход. Плюнув на романтику, стали приезжать утром и последовательно «обстреливать» прибрежные воды джигом, «пробивая» глубину. Алгоритм выбрали следующий: десять через десять. То есть, я встаю на заброс, через десять шагов мой товарищ, еще десять шагов я, потом снова он. И так, до тех пор пока хватит сил. Много забросов не делали, если место казалось «пустым», быстро двигались дальше. Эта тактика почти тут же принесла свои плоды. В течение двух - трех выездов мы «нарыли» три рабочие точки, которые радовали нас хорошим клевом на протяжении нескольких следующих лет.
Немного географии.
На самом деле, ловить на больших водохранилищах можно везде! С этой точки зрения, пологий берег или крутой - абсолютно не имеет значения. И там, и там есть прибрежные ямки, устья рек, затопленные овраги, старицы, какие-то заливы, котлованы, мосты, коряги, интересные косы и меляки. Как говорится, было бы желание. Мы выбрали крутой берег по незнанию. Уже много позже от других рыболов мне стало известно, что перспективные места есть и на противоположной стороне. Причем, нельзя сказать, что их намного сложнее искать. Тем более у нас тоже все было далеко не так радужно, как хотелось бы. Описанные выше эксперименты происходили в районе деревни Красновидово. Там русло реки подходит практически непосредственно к берегу, но чуть выше или ниже по течению ситуация кардинально меняется, и с весами, начиная от восьми-десяти грамм, зачастую уже не комфортно.
Ловить можно также на все, что угодно. Джиг в самых разных его проявлениях (микро, лайт, пелагический), воблеры, вертушки - в общем, простор для творчества не ограничен ничем. Одни мои друзья стоят у мостов, карауля ночного судака с кренками и «минохами». Им очень нравится, что дорога подходит практически к самой воде, отправиться на рыбалку можно сразу после работы, даже особо не переодеваясь. Причем, ловят они так, как и не снилось ни одному «стритфишеру». Другие предпочитают пробежаться с утра по пляжу и «потаскать» окуня с щукой на мелкое «колебло» и вертушки. В июле вода там буквально кипит от многочисленных окуневых микрокотлов, временами взрываясь брызгами разгоняемого щукой малька. Есть свои бровки, камышовые заросли, заводи, полные какой-то травы.
Моя стезя - «лайтовый джиг». Искать перспективные места на средней Волге во многом проще, чем на малых реках. Причина совершенно банальна: для подобных водоемов есть судоходные лоции с картой глубин. Обычно даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы примерно понять, куда стоит съездить. А дальше вход идет метод «эмпирика» или, выражаясь простым языком, метод «научного тыка». Ошибки, безусловно, случаются, поэтому перед выездом невредно пообщаться с более опытными рыболовами. Особенно интересные вещи иногда удается узнать у тех, кто ловит со льда. Я порой просто диву даюсь, насколько широка бывает география их «обитания» – люди рыбачат в самых невероятных местах.
Искать, понятно, нужно большие глубины. Когда вопрос касается окуня или щуки, все относительно просто. Судак же - капризная рыба, мелководья он уважает только в том случае, если рядом есть крутой свал метров на восемь. Можно больше. Это конечно не означает, что его нельзя встретить где-либо в другом месте, но когда речь идет именно о систематической ловле, дело обстоит именно так. Тут есть одна тонкость: если ловить на джиг, то верхняя бровка должна располагаться достаточно близко к берегу. В противном случае, перебросив ее, вы не сможете сделать полноценной ступенчатой проводки, и результат будет уже не тот. Выявить этот нюанс на лоции почти невозможно, речь может идти буквально о нескольких метрах. Мы не раз сталкивались с тем, что «высокая вода» банально «отрубала» нам «точку». Поймать что-либо приличное было решительно невозможно, мы просто не доставали до рыбы.
Отсюда вытекает следующая проблема: когда искать? По высокой воде до рыбы можно не достать, по низкой – пройти мимо ямы. Однозначного рецепта у меня нет. Если место легло на душу, мы можем выехать на разведку два и более раз. Если нет, можем сорваться по середи рыбалки и перебраться на протекающую рядом Свиягу. К слову, всегда не вредно иметь под рукой «запасной аэродром». Несмотря на то, что реки большие, точки на них могут быть очень локальные и их, в общем-то, не так много. Сильный ветер, «конкуренты», какие-то другие проблемы, да даже просто отсутствие клева - могут испортить выходной день безнадежно, если вам некуда будет уйти в случае неудачи.
Метод «научного тыка»
Только во время написания этой статьи подумал о том, что применительно к судаку этот термин может иметь двоякое толкование. На самом деле, пройти мимо хищника на такого рода водоемах довольно трудно. В местах стоянки, если они в конец не исхлестаны, рыба атакует «короткими автоматными очередями» – можно ощутить до трех-четырех характерных ударов за проводку. Если действовать так, как был описано в первой части моего повествования, по алгоритму «десять через десять», то рано или поздно вы хищника непременно найдете. Все дело в том, что «рабочая» точка редко бывает пустой. Мелкий судак там сменяется бершом, а тот, в свою очередь, уже крупной рыбой. Даже если «окунёвые» по каким-то причинам пассивны или в данный момент времени отсутствуют на «посту», их место немедленно занимает щука. Она может быть ближе к берегу или чуть в стороне, но она там будет.
Чем еще характерны такие локации… Прежде всего, глубина здесь, конечно, больше фоновой. Причем, нужно понимать, река огромная, перепады глубин в осевом направлении могут быть размазаны на очень большие дистанции. Бывает, идешь, считаешь паузу на забросе: 15, 15, 15, 16, 17……28, 29, 30, 32, 32, 32, 32; потом снова: 15, 15, 15... И вот это вот расстояние от 16-и до 32-х может растянуться метров на 50 или больше. Нам важно то, что везде - 15, а на каком-то одном участке – 32, он сопровождается высокой крутизной прибрежного свала. Дно может уходить вниз отвесно или ступеньками, образуя, своего рода, карнизы, на которых и будет держаться хищник. И тот и другой варианты требуют самого пристального внимания. Если вы все тщательно обкидали и не получили поклевок, всегда остается шанс, что банально не пришло время выхода или была неудачно подобрана приманка. Есть смысл в следующий выезд целенаправленно встать на эту точку и побросать несколько часов.
Идеально, когда на дне ямы что-нибудь лежит. Поваленное дерево, старый пень, глыба известняка. В Красновидово на дне валялось дерево с корнями и неким подобием кроны, а рядом в реку вдавался здоровый «язык» мелкой щебенки. Ловить было одно удовольствие. Как только поклевки прекращались, на «языке» они тут же начинались в корнях дерева. Прекращались в корнях - начинались в кроне. И такой круговорот продолжался на протяжении всего дня. Но так было не всегда. Из года в год места концентрации судака менялись. Одно время мы вытаскивали его прямо из под ног, потом – почти что на выбросе, за стволом. Еще через год он сместился ко входу в яму, затем рассредоточился у бровки канавы на ее выходе. Каждый сезон точку приходилось облавливать заново, получая самые неожиданные результаты. И это добавляло особую пикантность рыбалке.
Зацепы в деле поиска судака на больших водохранилищах - наш главный союзник! Цепляется приманка, чаще всего, не крючком, а джиг-головкой, которая, то застревает между камнями на верхней бровке, то проваливается в трещины или между ветками на коряге, закапывается в ил, путается в кусках неведомо как оказавшейся на дне арматуры и т.д. Мы используем так называемую, «косую посадку» силикона, т.е. так, чтобы он прикрывал жало крючка. Зацепа не происходит, если под нами ровное песчаное дно, чуть присыпанное мелкими фрагментами известняковой породы. Судаку в подобных местах банально негде укрыться. Он может быть пойман, скажем, «на проходе», но это, скорее всего, будет случайностью. Систематически ловить его на «пустыре» не получится. Одним словом, нет зацепов – нет поклевок.
О снастях.
Каждый конкретный водоем имеет свою специфику и требует сугубо индивидуального подхода. Волга в описываемых мною местах также имеет особый характер. Внушительные глубины, мощная тяга и каменистый берег в совокупности накладывают определенный отпечаток не только на наше «вооружение», но и на экипировку в целом. Иногда даже просто выбраться к реке бывает крайне затруднительно. Для этого не вредно иметь навыки альпиниста – приходится штурмовать многометровые, почти отвесные склоны. Во время разведки преодолеваешь километры сильно пересеченной местности. Пока рыбачишь, это еще туда-сюда, а вот когда возвращаешься к машине, без привалов не обойтись. Поэтому нужно четко понимать цель поездки и тщательно рассчитывать нагрузку.
В отношении снастей критическое значение имеют две позиции. Прежде всего это плетенка. Ее толщина может сыграть принципиальную роль. Как-то вывезли мы на одну ямку своего товарища. К поездке он был готов весьма условно – похватал то, что оказалось под рукой и, в том числе, какую-то дешевую, очень грубую «нитку». Нас же, «больших мастеров своего дела», в ту пору «пробило» на пикантность ловли. Ехали мы с лесками диаметром не то 0,15, не то вообще 0,13 мм. Расчехлились, начали рыбачить. И тут происходит странная вещь – «гость» ставит 10 граммов и начинает таскать одну за одной. А мы оказываемся в жестком «пролете». «Семерку» сносит течением, она не может достать до дна, а «десятка» проваливается между камней и намертво застревает. «Такого позора лев еще не видел.» (с) Мало того, что он обловил нас вчистую по количеству голов, так под занавес еще и «хапнул» хорошую «маму» килограмма на четыре. Что называется, на погоны. Одним словом, мельчить с плетенкой бессмысленно, если не сказать, вредно. Помимо всего прочего, будучи тонкой, она быстро истирается на камнях.
Спиннинги должны быть достаточно жесткими и с определенным запасом по тесту. В принципе, унцевика хватает. Тут свою роль играют два фактора. Первое: судак после подсечки имеет плохую привычку упереться мордой в свал. Если, не дай бог, плетенка при этом застрянет между камней, вы его никогда оттуда не вытащите, поэтому лучше всего использовать силовое вываживание. Я уже не говорю о том, что надо как-то пробить пасть красавца весом полтора-два килограмма и больше. Второе: предугадать капризы природы решительно невозможно. И если на заре водоем «накрыт» штилем, то нет никаких гарантий, что к полудню не поднимется ветер до 5-8 метров в секунду. Ладно, если он дует не по руслу, это еще туда-сюда, а вот пробивать «боковой» 10-ю граммами, да еще при тяге – занятие, прямо скажем, на большого любителя. Катушку тоже лучше брать помощнее, размер 2,5 – 3 тысячи. Более легкую можно убить за одну-две рыбалки.
Эпилог.
Завершая свой опус, отвечу на главный вопрос: стоит ли игра свеч? Конечно, такой выбор - личное дело каждого. А я просто балдею, ощущая волжский воздух. Мне нравится, что меня при этом не качает, что не надо тащить на себе тяжеленный мотор, мыть лодку, думать, где все это хранить и обслуживать. Уловы… Они сравнительно небольшие. Десяток-другой судаков за 3-4 выезда поймать вполне реально. Это - от килограмма, мелочи, конечно, значительно больше. Нынешним летом хочется пробить берега Камы, рядом с Затоном и поселком Камское Устье. Глубины у берега там, по слухам, достигают 19-и метров. Словом, руки чешутся. Эта статья, как мне кажется, далеко не последняя. Рассказать можно очень много. А узнать - еще больше, потому как каждый год Река преподносит новые «сюрпризы». Мы не прощаемся…