Кто каким ножом пользуется?
Модераторы: edik, Max, Ruslan T
Re: Кто каким ножом пользуется?
Как то так:
С уважением, Uncle
но, для инструмента главное - удобство.С уважением, Uncle
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кто каким ножом пользуется?
Привози, без проблем.
С уважением, Uncle
PS Пуукко для сепуко?
С уважением, Uncle
PS Пуукко для сепуко?
Re: Кто каким ножом пользуется?
А может так?Uncle писал(а):Как то так:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Прорвёмся
Re: Кто каким ножом пользуется?
proxor, так тоже не плохо. Это уже чисто дело вкуса.
С уважением, Uncle
С уважением, Uncle
Re: Кто каким ножом пользуется?
Всем привет, я новый на вашем форуме, уже много понравилось.
В данной теме заинтересовал разговор о MORA 2000, из тех кто его купил, расскажите чему испытывали уже? Довольны ли вы? И в правду за свою стоимость это лучший нож?
О разнице между Китайским и Оригиналом я почитал, полезная была ссылочка.
По теме - Кто каким ножом пользуется?
- Самодельным, первый из пилы по металлу, второй более аккуратный тоже из пилы но метал там Р6М5.
В данной теме заинтересовал разговор о MORA 2000, из тех кто его купил, расскажите чему испытывали уже? Довольны ли вы? И в правду за свою стоимость это лучший нож?
О разнице между Китайским и Оригиналом я почитал, полезная была ссылочка.
По теме - Кто каким ножом пользуется?
- Самодельным, первый из пилы по металлу, второй более аккуратный тоже из пилы но метал там Р6М5.
Re: Кто каким ножом пользуется?
Дома юзаю ножи Gipfel. Неплохие так то
Re: Кто каким ножом пользуется?
Я армейским дембельским, выточен духами из трака танка, он и нож и топор и копалка для червей, тока работникам МВД его низзя показывать
Хотелось как лучче... а получилось sgnk.bos.ru
Re: Кто каким ножом пользуется?
Вот,как и хотел сделал третий нож с наборной берестяной рукояткой.Правда неуследил за сыном,так что требуется правка РК
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Прорвёмся
Re: Кто каким ножом пользуется?
Почти как хороший спининг, приятно пользоваться, да и вообще в руках держать.
Златоуст, H-3, нож с прямым клинком, напоминающим штык-нож с шириной 4 мм и общей длиной в 270мм (при длине клинка 166 мм). Клинок ножа изготовлен из композиционной стали У10А-7ХНМ (класический дамаск)
Среднеуглеродистая низколегированная композиционная сталь У10А-50ХНМ
Количество слоев - 150
Химический состав сталей, используемых в композиции:
Сталь C Si Mn Cr V S P Ni Cu
У10А 0.96-1.03 0.17-0.33 0.17-0.28 0.20 - 0.018 0.025 0.20 0.20
50ХНМ 0.45-0.55 0.17-0.37 0.50-0.80 1.30-1.70 0.10-0.30 0.025 1.20-1.60 1.20-1.60 0.20
Твердость стали после термообработки:
Состояние поставки, режимы термообработки HRC (HB)
Отжиг: нагрев с v<100 град/ч до 750-780 С, охлаждение с печью с v<50 град/ч до 500-600 С, воздух
Закалка: 780-800 С, вода или масло. Отпуск 180-200 С , 1,5 ч, воздух
Изотермическая закалка: : 800-820 С, расплавленная соль 320-330 С. Отпуск 330 С, 30 мин, воздух (207-255)
св. 62
48-52
Технологические свойства:
Температура ковки, С: начала 1180, конца 800.
Состав и режим травления:
15-% р-р персульфата аммония в воде – 2 мин, промыть в струе воды с помощью ватного тампона. Травление повторить 2-3 раза до появления необходимого рельефа. Вместо персульфата аммония можно использовать 5 % р-р азотной кислоты.
зы.
Дополнительную травку провел, магазинным лимонным соком ( 12 часов)
Азотке контроль нужен, посему лимончик поспокойнее и попроще.
Ножик очень нравится, бриться можно
Как и все дамаски, не любит холод+рубку= зазубрины.
А колбаску , ветки, зайку, ......, эт самое то
Re: Кто каким ножом пользуется?
KDB, однаааако... вот это ТТХ
Re: Кто каким ножом пользуется?
Златоуский , не самый лучший дамаск.
Но завод, есть завод. Во всяком случае все честно. И про сталь честно написано.
Да и секрет дамаска изготовленного П.П Аносовым не разгадан, хотя есть у них подробные инструкции.
Но завод, есть завод. Во всяком случае все честно. И про сталь честно написано.
Да и секрет дамаска изготовленного П.П Аносовым не разгадан, хотя есть у них подробные инструкции.
Re: Кто каким ножом пользуется?
Дим, а за японские ножи что можешь сказать? Уж больно стали у них хороши, и зная отношение японцев к работе и в частности к клинкам, то...
Re: Кто каким ножом пользуется?
Марат, если честно, то японцев акромя кухонных не видел. Кухонные в блесне есть, очень хорошие, но стоят дорого.
Я ведь не с проста на заводском дамаске остановился, риск обмана минимален.
Выбирая нож, в разных местах, сталкивался по большей части с изделиями из темы ХЗ откуда и кто делал.
На том же чеховском смотрел ножик из булата от мастера , но не клейма , ни документа, вообще ничего, кроме уверения продавца что им таралку разрезать можно не услышал. Тарелку любым практически перекаенным разрезать можно, а вот попробуй его урони или брусочек буковый поруби, в лучшем случае зазубрины появятся.
Посему если хочется хороший нож, то покупать
1) У мастера в кузнице.
2) У мастера на выставке.
3) Заводской в Магаине.
Тем более что при современном доступе к информации, производитель либо пропиарен либо "обплеван" в интернете, и понять "что есть ху" можно.
Ну а технология производства японцких клинков вот-
Основы ремесел. Опыт мастеров художественной ковки.
В публикуемой ниже статье ЛЕОНИД АРХАНГЕЛЬСКИЙ рассказывает о технологии изготовления японских самурайских мечей (катан) и одновременно излагает свои философские и научные взгляды на процесс получения булатных и дамасских сталей.
Линия "хамон" и "алмазная" сталь
При взгляде на клинок японского самурайского меча - катаны - бросается в глаза волнистая или прямая линия, идущая вдоль клинка - так называемая линия "хамон". При внимательном рассмотрении оказывается, что структура и цвет металла клинка по обе стороны линии "хамон" разные. Мне доводилось много всякого читать и слышать о природе этого явления. Причем сами японцы, как и положено, не слишком распространяются на эту тему. Я знаю и применяю на практике при изготовлении катан несколько способов получения линии "хамон". Попробую рассказать о них.
Способ первый.
Назначение клинка определяет его форму, а от формы зависят свойства металла в разных частях клинка. Ясно, что у меча должно быть "твердое" острие, а что рубить не должно (обух) - должно быть вязким и упругим. Самый простой и самый популярный способ достижения такого эффекта - неравномерная закалка. Для этого берут кованый клинок из обычной инструментальной стали и на обух наносят слой глины, оставляя лезвие и острие открытыми. Нижнему краю обмазки придают волнистую форму, после чего глину сушат. Затем клинок нагревают до температуры закалки и вместе с обмазкой опускают в закалочную жидкость. Теплопроводность глины невысокая, и поэтому происходит неполная, "мягкая" закалка закрытых глиной участков, в то время как лезвие закаливается "насухо". При закалке таким способом углеродистой стали типа У10 твердость на лезвии достигает 64HRC, а на обухе - лишь 45HRC, т. е. твердости пружины. После низкого отпуска все изделие имеет хорошие режущие свойства и, в то же время, не ломается при ударах, обладая при этом неплохой упругостью, и имеет линию "хамон" (переходную зону). После шлифовки, полировки и легкого травления выявляется эта зона - между темным закаленным лезвием и более светлым обухом. Ширина переходной зоны зависит от марки металла. На клинке из стали У10 "хамон" узкий и четкий, из ШХ15 - широкий и размытый. От этого способа линия "хамон" получила в англоязычной литературе название "temperline" - температурная линия, а в нашей - "линия закалки" или просто "закал". Очевидно, что волнистая, а еще лучше зубчатая линия не позволяет лезвию выламываться большими кусками по границе закаленной зоны. Вроде бы все просто. Но! Если на стальной клинок просто намазать глину, то при высыхании глина растрескается и отвалится. В нее нужно добавить некоторое количество песка. Тогда глина отвалится только при нагреве в печи или горне. Нужно добавить и толченого древесного угля, который заодно снижает теплопроводность глины. Но и после всех этих ухищрений обмазка отлетит сразу же, как только вы опустите клинок в закалочную жидкость. Я поступаю проще. Делаю из тонкой жести чехол по длине клинка и надеваю его на обух. Промежуток между чехлом и клинком набиваю глиной, асбестом и другими материалами, в зависимости от того, какая теплопроводность слоя нужна. Суши и нагревай как хочешь - обмазке из кожуха некуда деться! Как бы то ни было, тем или иным способом - неравномерной закалки достигли. Американцы говорят, что именно так и получают на катанах "хамон". Получают, но... не в Японии.
Способ второй.
Берут клинок из какой-либо малоуглеродистой стали типа 20, 20Х или даже нержавеющей 20Х13, в общем из таких, которые при закалке не охрупчиваются, но повышают свою прочность. Затем на обух наносят глину, чехол с глиной, как и в первом способе, или применяемые в промышленности формовочные смеси на основе жидкого стекла. Защитив таким образом обух, весь клинок подвергают цементации, насыщая углеродом лезвие. После цементации и закалки клинок полируют и получают резкую, четко выраженную линию "хамон". Закрытый обух и голое лезвие имеют в итоге резко отличающееся содержание углерода, а не только различные закалочные структуры, поэтому лезвие отличается от обуха цветом и блеском металла непосредственно после хорошей полировки. Такие клинки очень трудно отличить по внешнему виду от самых лучших японских. При высоких температурах цементации на лезвии образуется грубая цементитная сетка, придающая лезвию очень высокую твердость, что позволяет при желании резать этим лезвием стекло. Из остро заточенного лезвия выкрашиваются карбиды и на нем образуется знаменитая "булатная" микропила, которая очень хорошо режет волокнистые материалы. Например, мясо или подброшенные в воздух куски различных тканей. А вот как описывают немецкие специалисты получение линии "хамон" в Японии. Обмазку наносили на обух и нагревали в горне "до цвета Луны июньским вечером". Нагрев производили на древесном, обязательно сосновом, угле. Дело в том, что сосновый уголь сильно науглероживает металл, давая восстановительное пламя. При температуре примерно 1150 °С цементация идет довольно быстро и клинок на поверхности насыщается углеродом до 1,5-2,0%. Цементитная сетка дает после полировки характерную матовую поверхность с искристым отблеском, из-за которого металл получил название "алмазная" сталь. Впрочем, этим термином разные специалисты называют разные стали: например ХВ4 или Р18, которые закаливаются до 67HRC, и при этой твердости режут стекло, подобно алмазу. Закалку клинков производили непосредственно с цементационного нагрева в проточной воде "февральской" температуры, т. е. в ледяной. После такой жесткой закалки твердость получается более 66НКС и стекло успешно режется. Оконное стекло вообще своеобразный твердомер - при 64HRC на нем остаются царапины, при 65 единицах оно слегка похрустывает, а уж при 66HRC и более раздается ласкающий слух оружейника хруст, переходящий в свист. В Японии, да и вообще в Азии, используя цементацию, иногда получали на поверхности железа различные изображения - драконов, людей, деревьев и т. д. Способ получения таких изображений на клинках и доспехах был в то время для "почти всех" непонятен - и пошли по свету легенды о булатных клинках с узором из силуэтов людей, слонов и других животных и об их, якобы, самом высоком качестве. А получают такие изображения очень просто: в обмазке прорезаются "окошки" в виде нужных фигур, а затем изделие цементируется. Этот способ плох тем, что при цементации на высоких режимах происходит рост зерна, да и науглероженный закаленный слой невелик, поэтому при сильных ударах цементованный слой проламывается, выкрашивается, так что самые высококлассные мечи этим способом не получить.
Способ третий.
Здесь мы приближаемся к сути изготовления лучших булатных клинков, потому что в дело пошла кузнечная сварка. Этому способу многие сотни лет, и применялся он повсюду - от Рима до Новгорода. Суть же его состоят в том, что к мягкому обуху-основе кузнечной сваркой приваривалось стальное лезвие. Впрочем, японцы свои мечи таким способом вроде бы не делали, а остальным на линию "хамон" было, извините, наплевать. Ведь линия - это только край, граница чего-либо. В нашем случае это граница крепкой, твердой стали и мягкого железа. В Японии твердую часть клинка называют "якиба" и именно ее величина и форма, а также структура определяют боевые свойства клинка. Под структурой я подразумеваю здесь цвет, блеск, а также наличие или отсутствие узора, и если булатный узор есть - то его форму и величину. Как видите, всё не так просто - "линия закалки" и все! Кстати, некоторые наши коллеги-американцы вообще не закаливают свои "японские" мечи. И вот почему: эти мастера на железную основу наплавляют электро- или газосваркой износостойкие сплавы типа "сормайт", которые и без закалки имеют твердость более 60HRC. Конечно, таким образом можно получить "якибу" какой угодно формы. И, конечно, японцы так не делали.
Способ четвертый.
Классический японский способ состоит в том, что к стальной пластинке с двух или даже трех сторон приваривают кузнечной сваркой вязкие железные обкладки. Причем, если обкладки лишь иногда изготавливали из узорчатого металла, то лезвийная часть, как правило, была булатной. Разновидностей этого способа много, но очевидно, что получение линии "хамон" не самоцель, поскольку она лишь отображение внутренней сути - конструкции клинка. Мне приходилось видеть самому и читать о многих мечах самураев. По конструкции клинка их можно разделить на три вида.
Первый вид. К стальной или булатной пластине с двух сторон приваривают вязкие обкладки, причем и обкладки, и стержень плоские и прямоугольные. Толщина стержня составляет от 1/3 до 1/2 толщины клинка. Из-за простоты эта конструкция очень популярна даже сейчас. И в Японии, и в Европе так изготавливают ножи. Но для мечей больше подходит другая конструкция (второй вид). Такое поперечное сечение клинка можно получить двумя способами. Во-первых, к коническому стержню можно приварить конические обкладки или Поочередно наварить на него плоские обкладки. Во-вторых, из-за особенностей течения металла при ковке сваренный пакет имеет сечение, показанное на рис. 4. Такой пакет разрубают вдоль слегка наискось, получая заготовки для двух мечей. Из геометрии сечения ясно, что меч такой конструкции имеет большую стойкость к ударам, так как на обухе у него мало стали и много железа, а на лезвии - наоборот. Третий вид. В этом случае к лезвийному стержню торцовой сваркой приваривают обух, а уж затем наваривают обкладки. Я применяю этот вариант только тогда, когда лезвийная сталь уж очень хороша и ее надо экономить. Хотя однажды мой ученик отковал из такого пакета катану так, что на лезвии оказалось железо, а на обухе - булат в 200 тыс. слоев. Что ж, бывает! Общее у всех конструкций одно - крепкое, твердое лезвие и мягкие, вязкие обкладки. Само собой разумеется, что качество клинка определяется не только конструкцией, но и качеством металла, из которого он откован. И здесь я присоединяюсь к историкам оружия, которые считают японский слоистый булат лучшим из лучших. Булат - это узорчатая сталь, т.е. сталь, на поверхности которой невооруженным глазом различается структура металла. Булаты бывают литые и сварочные, т. е. одни получают литьем, другие - кузнечной сваркой. Сварочные булаты принято называть дамасской сталью. Литые булаты у нас называют просто булатами, а на Западе - вутц. Дамасская сталь - это соединенные в монолит кузнечной сваркой пластины или волокна твердой стали и мягкого железа. В одном клинке может быть от нескольких десятков до сотен тысяч таких пластин или волокон. Эти пластины довольно условно называют слоями. Для разных целей, т. е. для разных видов оружия и для разных частей клинка применяли великое множество сортов дамасской стали. Сорта определялись временем и местом изготовления, так как ясно, что металл римского меча "гладиуса" III века до н. э. очень сильно отличался от металла персидского "шамшира" XVII века н. э. Но все многообразие сортов можно свести к трем: лезвийному, обкладочному и универсальному, который, кстати, ближе к лезвийному. От различия в назначении - различия в структуре. Все читали, а некоторые и видели, что саблю из хорошего Дамаска оборачивали вокруг пояса. В наружных, наиболее нагруженных слоях должны при этом возникать напряжения в 300 кг/мм2, а по оси лезвия напряжений почти нет, и упругость там не так важна. Только дамасская сталь и тросовая проволока выдерживают напряжения в 300 кг/мм2, сохраняя при этом хорошую вязкость и невысокую твердость. В чем причина высокой прочности и вязкости дамасской стали? Если не вдаваться здесь в теоретические подробности, то в сочетании таких слоев стали и железа, а также в их совместной деформации при ковке, при которой происходит сверхупрочнение металла. Из теории следует, что сталь должна быть как можно более прочной и твердой, а мягкие волокна - как можно более вязкими. Это резкое различие принципиально важно! Здесь виден дуализм природы - добро и зло, белое и черное, твердое и мягкое. В соединении противоположностей рождается новое качество, а не просто сумма величин. Но вернемся к японскому булату. При изготовлении самурайских мечей японские кузнецы использовали свое легированное молибденом кричное железо, а сталь привозили от "южных варваров" - из Китая. Причем и форму первых мечей и технологию их изготовления тоже взяли у "варваров". Но со временем из китайской стали и чугуна (!) начали получать оригинальной формы мечи по оригинальной технологии. Эта технология объединила цементацию и кузнечную сварку. При изготовлении лезвийного металла во время сварки пластин их посыпали толченым чугуном, который одновременно очищал поверхности от окислов и производил цементацию. При температуре сварки чугун расплавляется и цементация идет очень интенсивно, причем углеродом насыщается относительно тонкий слой, зато до высокой концентрации: до 3-3, 5 % С. К тому же, отдавший часть углерода чугун загустевает (повышается его температура плавления), так что при ковке пакета часть чугуна не выжимается, а "прилипает". Так производят 10-15 сварок. В итоге получается чередование слоев вязкого железа, стали и крайне твердого белого чугуна, т. е. предельный вариант дамасской стали. И слоев этих десятки тысяч! Переобогащенные цементитом слои чугуна образуют длинные строчки, расстояние между ними мало, поэтому "якиба" получается матовой, а при хорошей полировке образуется нечто вроде дифракционной решетки, разлагающей солнечный свет на все цвета радуги. Твердость такого лезвия около 70HRC - вот вам и "алмазная" сталь! Остроту таких мечей можно оценить по следующему преданию: кузнец Муримаса воткнул свой меч в дно ручья и наплывающие на лезвие древесные листья рассекались надвое. Подобные трюки проделывал только легендарный кузнец Виланд - родоначальник кельтских кузнецов. Ну, и Муримаса, и Виланд - это лучшие мастера, это экстремальные случаи. А вообще хороший меч по понятиям самураев должен был перерубать в поясе двух связанных спина к спине пленных или связку жесткого бамбука. Самураи, надо сказать, вообще довольно странный народ. Существует еще одна оригинальная технология получения лезвийного металла, который тоже можно назвать "японским булатом". По этой технологии мастер делает "бутерброд" из толстых пластин-обкладок, а сердцевину набирает из кусочков железа и чугуна. Этот пакет сваривается и проковывается при очень точно соблюдаемой температуре (если недогреть, то пакет не сварится, а от перегрева чугун рассыплется на крошки). В итоге получается "якиба" неповторимой причудливой формы. Нечто похожее получали на севере Индии и называли такой металл "фаранд", но получали по совсем другой технологии, о которой здесь речи нет. Как видите, "хамон" - это не "линия закалки", а японский булат вовсе не булат, а дамасская сталь, а если булат, то не японский - как в случае с "фарандом".
Леонид Архангельский
Я ведь не с проста на заводском дамаске остановился, риск обмана минимален.
Выбирая нож, в разных местах, сталкивался по большей части с изделиями из темы ХЗ откуда и кто делал.
На том же чеховском смотрел ножик из булата от мастера , но не клейма , ни документа, вообще ничего, кроме уверения продавца что им таралку разрезать можно не услышал. Тарелку любым практически перекаенным разрезать можно, а вот попробуй его урони или брусочек буковый поруби, в лучшем случае зазубрины появятся.
Посему если хочется хороший нож, то покупать
1) У мастера в кузнице.
2) У мастера на выставке.
3) Заводской в Магаине.
Тем более что при современном доступе к информации, производитель либо пропиарен либо "обплеван" в интернете, и понять "что есть ху" можно.
Ну а технология производства японцких клинков вот-
Основы ремесел. Опыт мастеров художественной ковки.
В публикуемой ниже статье ЛЕОНИД АРХАНГЕЛЬСКИЙ рассказывает о технологии изготовления японских самурайских мечей (катан) и одновременно излагает свои философские и научные взгляды на процесс получения булатных и дамасских сталей.
Линия "хамон" и "алмазная" сталь
При взгляде на клинок японского самурайского меча - катаны - бросается в глаза волнистая или прямая линия, идущая вдоль клинка - так называемая линия "хамон". При внимательном рассмотрении оказывается, что структура и цвет металла клинка по обе стороны линии "хамон" разные. Мне доводилось много всякого читать и слышать о природе этого явления. Причем сами японцы, как и положено, не слишком распространяются на эту тему. Я знаю и применяю на практике при изготовлении катан несколько способов получения линии "хамон". Попробую рассказать о них.
Способ первый.
Назначение клинка определяет его форму, а от формы зависят свойства металла в разных частях клинка. Ясно, что у меча должно быть "твердое" острие, а что рубить не должно (обух) - должно быть вязким и упругим. Самый простой и самый популярный способ достижения такого эффекта - неравномерная закалка. Для этого берут кованый клинок из обычной инструментальной стали и на обух наносят слой глины, оставляя лезвие и острие открытыми. Нижнему краю обмазки придают волнистую форму, после чего глину сушат. Затем клинок нагревают до температуры закалки и вместе с обмазкой опускают в закалочную жидкость. Теплопроводность глины невысокая, и поэтому происходит неполная, "мягкая" закалка закрытых глиной участков, в то время как лезвие закаливается "насухо". При закалке таким способом углеродистой стали типа У10 твердость на лезвии достигает 64HRC, а на обухе - лишь 45HRC, т. е. твердости пружины. После низкого отпуска все изделие имеет хорошие режущие свойства и, в то же время, не ломается при ударах, обладая при этом неплохой упругостью, и имеет линию "хамон" (переходную зону). После шлифовки, полировки и легкого травления выявляется эта зона - между темным закаленным лезвием и более светлым обухом. Ширина переходной зоны зависит от марки металла. На клинке из стали У10 "хамон" узкий и четкий, из ШХ15 - широкий и размытый. От этого способа линия "хамон" получила в англоязычной литературе название "temperline" - температурная линия, а в нашей - "линия закалки" или просто "закал". Очевидно, что волнистая, а еще лучше зубчатая линия не позволяет лезвию выламываться большими кусками по границе закаленной зоны. Вроде бы все просто. Но! Если на стальной клинок просто намазать глину, то при высыхании глина растрескается и отвалится. В нее нужно добавить некоторое количество песка. Тогда глина отвалится только при нагреве в печи или горне. Нужно добавить и толченого древесного угля, который заодно снижает теплопроводность глины. Но и после всех этих ухищрений обмазка отлетит сразу же, как только вы опустите клинок в закалочную жидкость. Я поступаю проще. Делаю из тонкой жести чехол по длине клинка и надеваю его на обух. Промежуток между чехлом и клинком набиваю глиной, асбестом и другими материалами, в зависимости от того, какая теплопроводность слоя нужна. Суши и нагревай как хочешь - обмазке из кожуха некуда деться! Как бы то ни было, тем или иным способом - неравномерной закалки достигли. Американцы говорят, что именно так и получают на катанах "хамон". Получают, но... не в Японии.
Способ второй.
Берут клинок из какой-либо малоуглеродистой стали типа 20, 20Х или даже нержавеющей 20Х13, в общем из таких, которые при закалке не охрупчиваются, но повышают свою прочность. Затем на обух наносят глину, чехол с глиной, как и в первом способе, или применяемые в промышленности формовочные смеси на основе жидкого стекла. Защитив таким образом обух, весь клинок подвергают цементации, насыщая углеродом лезвие. После цементации и закалки клинок полируют и получают резкую, четко выраженную линию "хамон". Закрытый обух и голое лезвие имеют в итоге резко отличающееся содержание углерода, а не только различные закалочные структуры, поэтому лезвие отличается от обуха цветом и блеском металла непосредственно после хорошей полировки. Такие клинки очень трудно отличить по внешнему виду от самых лучших японских. При высоких температурах цементации на лезвии образуется грубая цементитная сетка, придающая лезвию очень высокую твердость, что позволяет при желании резать этим лезвием стекло. Из остро заточенного лезвия выкрашиваются карбиды и на нем образуется знаменитая "булатная" микропила, которая очень хорошо режет волокнистые материалы. Например, мясо или подброшенные в воздух куски различных тканей. А вот как описывают немецкие специалисты получение линии "хамон" в Японии. Обмазку наносили на обух и нагревали в горне "до цвета Луны июньским вечером". Нагрев производили на древесном, обязательно сосновом, угле. Дело в том, что сосновый уголь сильно науглероживает металл, давая восстановительное пламя. При температуре примерно 1150 °С цементация идет довольно быстро и клинок на поверхности насыщается углеродом до 1,5-2,0%. Цементитная сетка дает после полировки характерную матовую поверхность с искристым отблеском, из-за которого металл получил название "алмазная" сталь. Впрочем, этим термином разные специалисты называют разные стали: например ХВ4 или Р18, которые закаливаются до 67HRC, и при этой твердости режут стекло, подобно алмазу. Закалку клинков производили непосредственно с цементационного нагрева в проточной воде "февральской" температуры, т. е. в ледяной. После такой жесткой закалки твердость получается более 66НКС и стекло успешно режется. Оконное стекло вообще своеобразный твердомер - при 64HRC на нем остаются царапины, при 65 единицах оно слегка похрустывает, а уж при 66HRC и более раздается ласкающий слух оружейника хруст, переходящий в свист. В Японии, да и вообще в Азии, используя цементацию, иногда получали на поверхности железа различные изображения - драконов, людей, деревьев и т. д. Способ получения таких изображений на клинках и доспехах был в то время для "почти всех" непонятен - и пошли по свету легенды о булатных клинках с узором из силуэтов людей, слонов и других животных и об их, якобы, самом высоком качестве. А получают такие изображения очень просто: в обмазке прорезаются "окошки" в виде нужных фигур, а затем изделие цементируется. Этот способ плох тем, что при цементации на высоких режимах происходит рост зерна, да и науглероженный закаленный слой невелик, поэтому при сильных ударах цементованный слой проламывается, выкрашивается, так что самые высококлассные мечи этим способом не получить.
Способ третий.
Здесь мы приближаемся к сути изготовления лучших булатных клинков, потому что в дело пошла кузнечная сварка. Этому способу многие сотни лет, и применялся он повсюду - от Рима до Новгорода. Суть же его состоят в том, что к мягкому обуху-основе кузнечной сваркой приваривалось стальное лезвие. Впрочем, японцы свои мечи таким способом вроде бы не делали, а остальным на линию "хамон" было, извините, наплевать. Ведь линия - это только край, граница чего-либо. В нашем случае это граница крепкой, твердой стали и мягкого железа. В Японии твердую часть клинка называют "якиба" и именно ее величина и форма, а также структура определяют боевые свойства клинка. Под структурой я подразумеваю здесь цвет, блеск, а также наличие или отсутствие узора, и если булатный узор есть - то его форму и величину. Как видите, всё не так просто - "линия закалки" и все! Кстати, некоторые наши коллеги-американцы вообще не закаливают свои "японские" мечи. И вот почему: эти мастера на железную основу наплавляют электро- или газосваркой износостойкие сплавы типа "сормайт", которые и без закалки имеют твердость более 60HRC. Конечно, таким образом можно получить "якибу" какой угодно формы. И, конечно, японцы так не делали.
Способ четвертый.
Классический японский способ состоит в том, что к стальной пластинке с двух или даже трех сторон приваривают кузнечной сваркой вязкие железные обкладки. Причем, если обкладки лишь иногда изготавливали из узорчатого металла, то лезвийная часть, как правило, была булатной. Разновидностей этого способа много, но очевидно, что получение линии "хамон" не самоцель, поскольку она лишь отображение внутренней сути - конструкции клинка. Мне приходилось видеть самому и читать о многих мечах самураев. По конструкции клинка их можно разделить на три вида.
Первый вид. К стальной или булатной пластине с двух сторон приваривают вязкие обкладки, причем и обкладки, и стержень плоские и прямоугольные. Толщина стержня составляет от 1/3 до 1/2 толщины клинка. Из-за простоты эта конструкция очень популярна даже сейчас. И в Японии, и в Европе так изготавливают ножи. Но для мечей больше подходит другая конструкция (второй вид). Такое поперечное сечение клинка можно получить двумя способами. Во-первых, к коническому стержню можно приварить конические обкладки или Поочередно наварить на него плоские обкладки. Во-вторых, из-за особенностей течения металла при ковке сваренный пакет имеет сечение, показанное на рис. 4. Такой пакет разрубают вдоль слегка наискось, получая заготовки для двух мечей. Из геометрии сечения ясно, что меч такой конструкции имеет большую стойкость к ударам, так как на обухе у него мало стали и много железа, а на лезвии - наоборот. Третий вид. В этом случае к лезвийному стержню торцовой сваркой приваривают обух, а уж затем наваривают обкладки. Я применяю этот вариант только тогда, когда лезвийная сталь уж очень хороша и ее надо экономить. Хотя однажды мой ученик отковал из такого пакета катану так, что на лезвии оказалось железо, а на обухе - булат в 200 тыс. слоев. Что ж, бывает! Общее у всех конструкций одно - крепкое, твердое лезвие и мягкие, вязкие обкладки. Само собой разумеется, что качество клинка определяется не только конструкцией, но и качеством металла, из которого он откован. И здесь я присоединяюсь к историкам оружия, которые считают японский слоистый булат лучшим из лучших. Булат - это узорчатая сталь, т.е. сталь, на поверхности которой невооруженным глазом различается структура металла. Булаты бывают литые и сварочные, т. е. одни получают литьем, другие - кузнечной сваркой. Сварочные булаты принято называть дамасской сталью. Литые булаты у нас называют просто булатами, а на Западе - вутц. Дамасская сталь - это соединенные в монолит кузнечной сваркой пластины или волокна твердой стали и мягкого железа. В одном клинке может быть от нескольких десятков до сотен тысяч таких пластин или волокон. Эти пластины довольно условно называют слоями. Для разных целей, т. е. для разных видов оружия и для разных частей клинка применяли великое множество сортов дамасской стали. Сорта определялись временем и местом изготовления, так как ясно, что металл римского меча "гладиуса" III века до н. э. очень сильно отличался от металла персидского "шамшира" XVII века н. э. Но все многообразие сортов можно свести к трем: лезвийному, обкладочному и универсальному, который, кстати, ближе к лезвийному. От различия в назначении - различия в структуре. Все читали, а некоторые и видели, что саблю из хорошего Дамаска оборачивали вокруг пояса. В наружных, наиболее нагруженных слоях должны при этом возникать напряжения в 300 кг/мм2, а по оси лезвия напряжений почти нет, и упругость там не так важна. Только дамасская сталь и тросовая проволока выдерживают напряжения в 300 кг/мм2, сохраняя при этом хорошую вязкость и невысокую твердость. В чем причина высокой прочности и вязкости дамасской стали? Если не вдаваться здесь в теоретические подробности, то в сочетании таких слоев стали и железа, а также в их совместной деформации при ковке, при которой происходит сверхупрочнение металла. Из теории следует, что сталь должна быть как можно более прочной и твердой, а мягкие волокна - как можно более вязкими. Это резкое различие принципиально важно! Здесь виден дуализм природы - добро и зло, белое и черное, твердое и мягкое. В соединении противоположностей рождается новое качество, а не просто сумма величин. Но вернемся к японскому булату. При изготовлении самурайских мечей японские кузнецы использовали свое легированное молибденом кричное железо, а сталь привозили от "южных варваров" - из Китая. Причем и форму первых мечей и технологию их изготовления тоже взяли у "варваров". Но со временем из китайской стали и чугуна (!) начали получать оригинальной формы мечи по оригинальной технологии. Эта технология объединила цементацию и кузнечную сварку. При изготовлении лезвийного металла во время сварки пластин их посыпали толченым чугуном, который одновременно очищал поверхности от окислов и производил цементацию. При температуре сварки чугун расплавляется и цементация идет очень интенсивно, причем углеродом насыщается относительно тонкий слой, зато до высокой концентрации: до 3-3, 5 % С. К тому же, отдавший часть углерода чугун загустевает (повышается его температура плавления), так что при ковке пакета часть чугуна не выжимается, а "прилипает". Так производят 10-15 сварок. В итоге получается чередование слоев вязкого железа, стали и крайне твердого белого чугуна, т. е. предельный вариант дамасской стали. И слоев этих десятки тысяч! Переобогащенные цементитом слои чугуна образуют длинные строчки, расстояние между ними мало, поэтому "якиба" получается матовой, а при хорошей полировке образуется нечто вроде дифракционной решетки, разлагающей солнечный свет на все цвета радуги. Твердость такого лезвия около 70HRC - вот вам и "алмазная" сталь! Остроту таких мечей можно оценить по следующему преданию: кузнец Муримаса воткнул свой меч в дно ручья и наплывающие на лезвие древесные листья рассекались надвое. Подобные трюки проделывал только легендарный кузнец Виланд - родоначальник кельтских кузнецов. Ну, и Муримаса, и Виланд - это лучшие мастера, это экстремальные случаи. А вообще хороший меч по понятиям самураев должен был перерубать в поясе двух связанных спина к спине пленных или связку жесткого бамбука. Самураи, надо сказать, вообще довольно странный народ. Существует еще одна оригинальная технология получения лезвийного металла, который тоже можно назвать "японским булатом". По этой технологии мастер делает "бутерброд" из толстых пластин-обкладок, а сердцевину набирает из кусочков железа и чугуна. Этот пакет сваривается и проковывается при очень точно соблюдаемой температуре (если недогреть, то пакет не сварится, а от перегрева чугун рассыплется на крошки). В итоге получается "якиба" неповторимой причудливой формы. Нечто похожее получали на севере Индии и называли такой металл "фаранд", но получали по совсем другой технологии, о которой здесь речи нет. Как видите, "хамон" - это не "линия закалки", а японский булат вовсе не булат, а дамасская сталь, а если булат, то не японский - как в случае с "фарандом".
Леонид Архангельский
Последний раз редактировалось KDB 10 июн 2010 11:19, всего редактировалось 1 раз.
Re: Кто каким ножом пользуется?
Выбор ножа из дамасской стали
До недавнего времени в нашей стране производство, а, главное, цивилизованный сбыт авторского холодного оружия переживали не лучшие времена. Отсутствие свободного доступа к объективной информации на эту тему породило большое количество ложных представлений, мифов и кривотолков. Правду знает МАСТЕР, опытный технолог и практик, но ведь далеко не у всех таковой имеется в списке хороших знакомых! В результате у людей, которые далеки как от самого процесса получения дамаска, так и изготовления ножей из него, складываются свои представления о легендарном материале, зачастую совпадающее с общественным, но не совпадающие с представлениями мастеров-оружейников…
Пониманию такого противоречия помогает анализ источников информации, которой и пользуются люди, желающие купить узорчатый клинок.
1.Различные статьи на ножевую тему в периодических печатных изданиях. Пишут эти материалы либо мастера–оружейники, либо активные пользователи ножей, неравнодушные к данной теме. Среди последних встречаются и профессиональные журналисты. Из российских кузнецов–оружейников интересно и доходчиво пишет, при этом о вещах которые известны немногим, – Леонид Борисович Архангельский, признанный булатных дел Мастер. Он единственный публикует техническую информацию и конкретные приемы получения дамасских клинков. Публикации многих других мастеров часто несут в себе откровенную саморекламу. Наверное, это помогает в личном бизнесе, но, увы, никак не помогает потенциальному покупателю. Изрядно путают читателя публикации иных авторов, содержащие фразы типа «…мастер бросил горсть какого-то порошка», «…секрет этого процесса известен лишь двоим», «опять секрет, опять тайна», «когда-нибудь (читай – никогда) я расскажу об этом…». Изобретаются «новые старые материалы», мол «Есть дамаск, есть булат, а есть хоролудь» и т.п. Журналисты же очень часто пишут статьи по проверенному гонорарами рецепту. Берется несколько буквально вырванных с корнем строк из книги Гуревича или статей Архангельского, приклеивается часть информации из публикаций других мастеров (для «объективности»). Затем добавляются страшилки на тему «закалки в теле молодого раба, а лучше - жирного нубийца». И уж совсем красиво будет, если привести ставшую хрестоматийной «мочу рыжего мальчика»! Так же обязательна ссылка на древних авторов с именами вроде « Аль Буцид Фармахим и им подобным». Такой «булатный винегрет» приправляется мифами и легендами, все обильно заливается пустопорожними фразами собственного сочинения, и вперед - в бухгалтерию за гонораром! Увы, такие материалы не обладают достаточной информативностью и лишь усложняют восприятие темы.
2. «Специалисты из соседнего гаража». Эти с весьма умным видом рассуждают как о способах промывки карбюратора, так и о способах проверки качества дамасского клинка на излом в тисках… Они любят говорить про рубку бетонного забора, строгание рельса или грифа от штанги и прочее. Как правило, чем бредовей мнение такого «спеца», тем авторитетнее оно выглядит. Вот от этого и происходят разговоры с мастером на уровне «Что вы ерунду городите! Мне же старший помощник младшего дворника ассенизаторского обоза при холерных бараках говорил, что дамасский нож делает то-то и то-то…». Число таких «специалистов» огромно, и зачастую им верят с большей охотой (да они и доступней, согласитесь), чем человеку, сделавшему клинок.… Ну, а сопровождаемая презрительным взглядом фраза «Что это тут у вас? Дамаск!? Не может быть, ведь секрет дамасской (булатной) стали давно утерян!» стала просто крылатой.
3. Интернет. Здесь пласты информации просто огромные, но она не всегда достоверна. В сети можно найти достаточное количество как нужных, так и бесполезных, а иногда - попросту ложных сведений. К сожалению, большинство ресурсов по этой тематике размещено на зарубежных сайтах. Для освоения данных, содержащихся там, требуется хорошее знание иностранных языков, причем технических!
4. Общение с мастерами на различного рода выставках - наиболее верный способ получения достоверной информации по интересующим вас вопросам. Хотя, мастера бывают разные, и отношение к вопросам любопытствующих у них разное. Да и настроение тоже….разное.
Итак, после прочтения и осмысления всей кропотливо собранной информации вы твердо решили, что дамасская сталь - это ваш выбор. Где же приобрести и как правильно выбрать качественный нож из узорчатой стали?
Наиболее оптимальным местом приобретения Ножа Вашей Мечты являются регулярно проводимые специализированные выставки «Клинок, традиции и современность» и «Охота и рыболовство на Руси». Причин этому несколько: во-первых, в них участвуют практически все производители ножей, которые стараются представить весь свой ассортимент и интересные новинки. Во-вторых, цены производителей порой существенно отличаются от магазинных. И, в-третьих, многие авторские изделия можно увидеть и приобрести только (!) на выставке, так как изготовлены они в единственном экземпляре. И, наконец, всю информацию об изделии вы узнаете из первых рук, то есть от мастеров его изготовивших.
Далее нужно определиться - из булата или дамаска вам нужен нож? Большая часть этих сталей не обладает достаточной коррозионной стойкостью, и на это нужно обратить внимание при выборе. Однако, учитывая сей факт и веяния моды, в последнее время некоторые производители предлагают «нержавеющий» булат и дамаск.
Булат (а мы сейчас говорим только о высококачественном продукте!) обладает превосходными режущими свойствами и хорошими прочностными характеристиками, но он достаточно дорог, и ассортимент производимых из него ножей не так велик. Дамаск незначительно уступает булату по комплексу свойств, но превосходит последний по декоративности и относительно дешев. Качество дамаска проявляется в процессе использования ножа, но с достаточной точность его можно проверить уже при покупке! На что вам нужно обратить внимание?
1.На то, что сразу бросается в глаза – рисунок.
Он должен быть четким, контрастным на всем протяжении клинка (кроме клинков с зонной закалкой). Качество рисунка говорит как о способности производителя правильно протравить клинок, так и о приблизительном составе сталей, входящих в пакет, помогает оценивать визуально качество закалки. Контрастным узор получается в том случае, если содержание углерода в сталях, входящих в состав дамасского пакета различается на 0,4% и более. Желательно, чтобы и другие легирующие элементы в сталях были «разнесены » по качественному или количественному составу. Иногда четкость узора зависит и от закалки клинка: зоны с высокой твердостью, как правило, более контрастны! Размер узоров зависит от количества слоев различных сталей, ведь чем больше слоев, тем мельче рисунок.… Существует мнение, что чем больше слоев получает мастер, тем больше раз металл проковывается и тем сильнее он уплотняется, улучшая свои свойства. На практике, чем большее количество кузнечных сварок произведено, тем сильнее выгорает углерод, и тем выше риск получить пережог металла или «непровар». Нередка в таких случаях и диффузия углерода из участков с высоким содержанием в участки с низким.
2. Наличие или отсутствие непроваров. Непроварами называются участки между слоями сталей, где не произошло их прочного соединения (сварки). Непровар - это брак в работе, портящий внешний вид клинка!
А вот вызывают ли непровары значительное ухудшение прочностных характеристик? Оказывается, далеко не всегда! Поверхностные непровары небольшого размера в виде «пленки» существенно не изменят стойкости клинка на излом. Глубокий или большой внутренний непровар может привести к разрушению клинка при значительных нагрузках, а может ничем себя не проявить, если клинок не будут гнуть дугой соседи по гаражу. Хуже, когда непровар приходится на область режущей кромки, это может негативно сказаться на основной функции ножа – хорошо резать. Более критичны непровары на мозаичных клинках, где они могут стать причиной «выпадения» отдельного фрагмента. Все это было проверено на практике, при экспериментах с клинками, имеющими непровар. Такие клинки отбраковывались, и перед отправкой на свалку «послужили науке» - подверглись критическим деформациям. Лишь в единичных случаях линия излома приходилась на непровар.
3. Для принятия решения вам необходима информация о марках сталей, входящих в состав дамасского клинка и их хим. составе. Применение в дамаске сталей, которые сами по себе не обеспечивают хороших эксплуатационных свойств, с «бедным» хим. составом, ничем не оправдано, а такой клинок будет чисто декоративным. Зато эти стали хорошо свариваются в горне и не критичны к термообработке. Противоположный случай, - когда изготовители берут стали практически не сваривающиеся в горне или крайне капризные в термообработке. А в результате получают непровары, непрочный сварной шов или плохие режущие свойства… Неплохо было бы пообщаться непосредственно с мастером, изготовившим клинок, так как продавцы зачастую не разбираются в ножах вообще или твердят, как по цитатнику, заученные фразы (некий рекламный ролик).
4. Но все положительные свойства узорчатой стали могут быть сведены на нет неправильной геометрией клинка.
Если сталь по каким-то причинам получилась хрупкой, то производитель зачастую идет на увеличение прочности путем утолщения как тела клинка, так и режущей кромки. Такой клинок будет иметь большой угол заточки и плохой рез, а качество стали в данном случае второстепенно. Большую роль играет и ширина сходов (спусков) клинка - чем они уже, тем меньше будет проникающая способность при резе (это более характерно для клинков с большой толщиной). То есть, желательно, чтобы ребро заточки проходило выше осевой линии клинка.
5. Стоит обратить внимание и на качество заточки, определить, насколько нож острый.
Этот факт ярко свидетельствует об отношении производителя как к своему делу, так и к покупателю. Режущая кромка должна быть заточена под определенным углом, одинаковым на всем ее протяжении. Иногда можно встретить заточку режущей кромки «ступеньками», когда каждый проход абразивом выполнялся под разным углом, то ли руки у слесаря дрожали, то ли росли из непривычного места.
6. Необходима (даже обязательна) информация о том, каков у клинка хвостовик, цельнокованый или приваренный, и какова его ширина в месте перехода в тело клинка?
В месте приварки хвостовика к клинку часто возникают значительные напряжения, что приводит к разрушению соединения, порой даже от перетяжки торцевой гайки, крепящей рукоять.
До недавнего времени в нашей стране производство, а, главное, цивилизованный сбыт авторского холодного оружия переживали не лучшие времена. Отсутствие свободного доступа к объективной информации на эту тему породило большое количество ложных представлений, мифов и кривотолков. Правду знает МАСТЕР, опытный технолог и практик, но ведь далеко не у всех таковой имеется в списке хороших знакомых! В результате у людей, которые далеки как от самого процесса получения дамаска, так и изготовления ножей из него, складываются свои представления о легендарном материале, зачастую совпадающее с общественным, но не совпадающие с представлениями мастеров-оружейников…
Пониманию такого противоречия помогает анализ источников информации, которой и пользуются люди, желающие купить узорчатый клинок.
1.Различные статьи на ножевую тему в периодических печатных изданиях. Пишут эти материалы либо мастера–оружейники, либо активные пользователи ножей, неравнодушные к данной теме. Среди последних встречаются и профессиональные журналисты. Из российских кузнецов–оружейников интересно и доходчиво пишет, при этом о вещах которые известны немногим, – Леонид Борисович Архангельский, признанный булатных дел Мастер. Он единственный публикует техническую информацию и конкретные приемы получения дамасских клинков. Публикации многих других мастеров часто несут в себе откровенную саморекламу. Наверное, это помогает в личном бизнесе, но, увы, никак не помогает потенциальному покупателю. Изрядно путают читателя публикации иных авторов, содержащие фразы типа «…мастер бросил горсть какого-то порошка», «…секрет этого процесса известен лишь двоим», «опять секрет, опять тайна», «когда-нибудь (читай – никогда) я расскажу об этом…». Изобретаются «новые старые материалы», мол «Есть дамаск, есть булат, а есть хоролудь» и т.п. Журналисты же очень часто пишут статьи по проверенному гонорарами рецепту. Берется несколько буквально вырванных с корнем строк из книги Гуревича или статей Архангельского, приклеивается часть информации из публикаций других мастеров (для «объективности»). Затем добавляются страшилки на тему «закалки в теле молодого раба, а лучше - жирного нубийца». И уж совсем красиво будет, если привести ставшую хрестоматийной «мочу рыжего мальчика»! Так же обязательна ссылка на древних авторов с именами вроде « Аль Буцид Фармахим и им подобным». Такой «булатный винегрет» приправляется мифами и легендами, все обильно заливается пустопорожними фразами собственного сочинения, и вперед - в бухгалтерию за гонораром! Увы, такие материалы не обладают достаточной информативностью и лишь усложняют восприятие темы.
2. «Специалисты из соседнего гаража». Эти с весьма умным видом рассуждают как о способах промывки карбюратора, так и о способах проверки качества дамасского клинка на излом в тисках… Они любят говорить про рубку бетонного забора, строгание рельса или грифа от штанги и прочее. Как правило, чем бредовей мнение такого «спеца», тем авторитетнее оно выглядит. Вот от этого и происходят разговоры с мастером на уровне «Что вы ерунду городите! Мне же старший помощник младшего дворника ассенизаторского обоза при холерных бараках говорил, что дамасский нож делает то-то и то-то…». Число таких «специалистов» огромно, и зачастую им верят с большей охотой (да они и доступней, согласитесь), чем человеку, сделавшему клинок.… Ну, а сопровождаемая презрительным взглядом фраза «Что это тут у вас? Дамаск!? Не может быть, ведь секрет дамасской (булатной) стали давно утерян!» стала просто крылатой.
3. Интернет. Здесь пласты информации просто огромные, но она не всегда достоверна. В сети можно найти достаточное количество как нужных, так и бесполезных, а иногда - попросту ложных сведений. К сожалению, большинство ресурсов по этой тематике размещено на зарубежных сайтах. Для освоения данных, содержащихся там, требуется хорошее знание иностранных языков, причем технических!
4. Общение с мастерами на различного рода выставках - наиболее верный способ получения достоверной информации по интересующим вас вопросам. Хотя, мастера бывают разные, и отношение к вопросам любопытствующих у них разное. Да и настроение тоже….разное.
Итак, после прочтения и осмысления всей кропотливо собранной информации вы твердо решили, что дамасская сталь - это ваш выбор. Где же приобрести и как правильно выбрать качественный нож из узорчатой стали?
Наиболее оптимальным местом приобретения Ножа Вашей Мечты являются регулярно проводимые специализированные выставки «Клинок, традиции и современность» и «Охота и рыболовство на Руси». Причин этому несколько: во-первых, в них участвуют практически все производители ножей, которые стараются представить весь свой ассортимент и интересные новинки. Во-вторых, цены производителей порой существенно отличаются от магазинных. И, в-третьих, многие авторские изделия можно увидеть и приобрести только (!) на выставке, так как изготовлены они в единственном экземпляре. И, наконец, всю информацию об изделии вы узнаете из первых рук, то есть от мастеров его изготовивших.
Далее нужно определиться - из булата или дамаска вам нужен нож? Большая часть этих сталей не обладает достаточной коррозионной стойкостью, и на это нужно обратить внимание при выборе. Однако, учитывая сей факт и веяния моды, в последнее время некоторые производители предлагают «нержавеющий» булат и дамаск.
Булат (а мы сейчас говорим только о высококачественном продукте!) обладает превосходными режущими свойствами и хорошими прочностными характеристиками, но он достаточно дорог, и ассортимент производимых из него ножей не так велик. Дамаск незначительно уступает булату по комплексу свойств, но превосходит последний по декоративности и относительно дешев. Качество дамаска проявляется в процессе использования ножа, но с достаточной точность его можно проверить уже при покупке! На что вам нужно обратить внимание?
1.На то, что сразу бросается в глаза – рисунок.
Он должен быть четким, контрастным на всем протяжении клинка (кроме клинков с зонной закалкой). Качество рисунка говорит как о способности производителя правильно протравить клинок, так и о приблизительном составе сталей, входящих в пакет, помогает оценивать визуально качество закалки. Контрастным узор получается в том случае, если содержание углерода в сталях, входящих в состав дамасского пакета различается на 0,4% и более. Желательно, чтобы и другие легирующие элементы в сталях были «разнесены » по качественному или количественному составу. Иногда четкость узора зависит и от закалки клинка: зоны с высокой твердостью, как правило, более контрастны! Размер узоров зависит от количества слоев различных сталей, ведь чем больше слоев, тем мельче рисунок.… Существует мнение, что чем больше слоев получает мастер, тем больше раз металл проковывается и тем сильнее он уплотняется, улучшая свои свойства. На практике, чем большее количество кузнечных сварок произведено, тем сильнее выгорает углерод, и тем выше риск получить пережог металла или «непровар». Нередка в таких случаях и диффузия углерода из участков с высоким содержанием в участки с низким.
2. Наличие или отсутствие непроваров. Непроварами называются участки между слоями сталей, где не произошло их прочного соединения (сварки). Непровар - это брак в работе, портящий внешний вид клинка!
А вот вызывают ли непровары значительное ухудшение прочностных характеристик? Оказывается, далеко не всегда! Поверхностные непровары небольшого размера в виде «пленки» существенно не изменят стойкости клинка на излом. Глубокий или большой внутренний непровар может привести к разрушению клинка при значительных нагрузках, а может ничем себя не проявить, если клинок не будут гнуть дугой соседи по гаражу. Хуже, когда непровар приходится на область режущей кромки, это может негативно сказаться на основной функции ножа – хорошо резать. Более критичны непровары на мозаичных клинках, где они могут стать причиной «выпадения» отдельного фрагмента. Все это было проверено на практике, при экспериментах с клинками, имеющими непровар. Такие клинки отбраковывались, и перед отправкой на свалку «послужили науке» - подверглись критическим деформациям. Лишь в единичных случаях линия излома приходилась на непровар.
3. Для принятия решения вам необходима информация о марках сталей, входящих в состав дамасского клинка и их хим. составе. Применение в дамаске сталей, которые сами по себе не обеспечивают хороших эксплуатационных свойств, с «бедным» хим. составом, ничем не оправдано, а такой клинок будет чисто декоративным. Зато эти стали хорошо свариваются в горне и не критичны к термообработке. Противоположный случай, - когда изготовители берут стали практически не сваривающиеся в горне или крайне капризные в термообработке. А в результате получают непровары, непрочный сварной шов или плохие режущие свойства… Неплохо было бы пообщаться непосредственно с мастером, изготовившим клинок, так как продавцы зачастую не разбираются в ножах вообще или твердят, как по цитатнику, заученные фразы (некий рекламный ролик).
4. Но все положительные свойства узорчатой стали могут быть сведены на нет неправильной геометрией клинка.
Если сталь по каким-то причинам получилась хрупкой, то производитель зачастую идет на увеличение прочности путем утолщения как тела клинка, так и режущей кромки. Такой клинок будет иметь большой угол заточки и плохой рез, а качество стали в данном случае второстепенно. Большую роль играет и ширина сходов (спусков) клинка - чем они уже, тем меньше будет проникающая способность при резе (это более характерно для клинков с большой толщиной). То есть, желательно, чтобы ребро заточки проходило выше осевой линии клинка.
5. Стоит обратить внимание и на качество заточки, определить, насколько нож острый.
Этот факт ярко свидетельствует об отношении производителя как к своему делу, так и к покупателю. Режущая кромка должна быть заточена под определенным углом, одинаковым на всем ее протяжении. Иногда можно встретить заточку режущей кромки «ступеньками», когда каждый проход абразивом выполнялся под разным углом, то ли руки у слесаря дрожали, то ли росли из непривычного места.
6. Необходима (даже обязательна) информация о том, каков у клинка хвостовик, цельнокованый или приваренный, и какова его ширина в месте перехода в тело клинка?
В месте приварки хвостовика к клинку часто возникают значительные напряжения, что приводит к разрушению соединения, порой даже от перетяжки торцевой гайки, крепящей рукоять.
- Mazanov Oleg
- Коренной Татфишевец
- Сообщения: 4282
- Зарегистрирован: 07 мар 2009 22:17
Re: Кто каким ножом пользуется?
Очень интересно.., рахмат, Дима, за выборку. Прочел на одном духу.
А чем правишь свой нож?
А чем правишь свой нож?
Re: Кто каким ножом пользуется?
Этот ножик сам точить однозначно не буду.Т.как надо в этом быть профи, иначе испортиш, какой бы не был хороший камень и теоретические знания.
Думаю что вполне можно договориться например здесь, на вот такую заточку.
http://www.melitak.ru/2010-04-01-06-51-42
В общем хлопотно это, самому ножик хорошо поточить.
зы.
Но ножик за 100р которым режу сети и открываю консервы, я ТОЧУ САМ
Думаю что вполне можно договориться например здесь, на вот такую заточку.
http://www.melitak.ru/2010-04-01-06-51-42
В общем хлопотно это, самому ножик хорошо поточить.
зы.
Но ножик за 100р которым режу сети и открываю консервы, я ТОЧУ САМ
Re: Кто каким ножом пользуется?
Lis ручка прорезиненная?
Re: Кто каким ножом пользуется?
ты ему веревку не так намылил, вот и не вышлоLis писал(а):Чёт видео не повесилось ((
Код: Выделить всё
[youtube]zO298tnSeGE[/youtube]
Люблю, когда мои нунчаки жужжат, однако... © <<terr>>
- Banzai (Radik)
- Коренной Татфишевец
- Сообщения: 1389
- Зарегистрирован: 06 мар 2009 19:44
Re: Кто каким ножом пользуется?
Мужики, да это же оружие маньяка расчленителя...Нафига такой на рыбалке? На охоте ещё можно понять...
- Banzai (Radik)
- Коренной Татфишевец
- Сообщения: 1389
- Зарегистрирован: 06 мар 2009 19:44
Re: Кто каким ножом пользуется?
При разделке крупной туши оч даже поможет.
Re: Кто каким ножом пользуется?
именно.. владельцев сразу на учёт нада..Banzai (Радик) писал(а):Мужики, да это же оружие маньяка расчленителя...Нафига такой на рыбалке? На охоте ещё можно понять...
разделочные вроде потоньше и острей, да и разные они.. не такой жёсткий штык, как этот SRK.
Рыбацкая удача - трудное счастье.
Re: Кто каким ножом пользуется?
На фотке КДБ приведена типичная подделка под Дамаск. Отличить просто - у ножа из Дамасской стали режущая кромка тоже дымчатая, а не блестящая.
Дамаск дешевле 30-40 тысяч - это не дамаск, а химическое травление ножа под узор, либо прокованный трос. Настоящий Дамаск - абсолютно не нужен. Ржавеет. Нож Колд стил, показанный в кино это вообще-то для убийства. На рыбалке им ни рыбу не разберешь, ни картошку не почистишь.
У самого подобный лом с заточкой валяется в коллекции (ножей 20 у меня точно есть + 7 японских водных камней) маньяк я
Стоит кстати эта железяка 120 долларов в штатах и порядка 5-7 тыр у нас.
В реальности для разделки рыбы нужна пара филейных ножей, длинный и короткий. Гибкая сталь позволяет разделывать рыбу не повреждая филе и оставлять только кости.
Не стоит покупать всякую рапаловскую бню с пластиковой ручкой. Лучшее что я встретил и купил - Мартиини с ручкой из капа. Мягкая сталь позволяет править нож чем угодно.
Чистить такими ножами рыбу не стоит. Лучше купить рыбочистку и доску с зажимом.
Для кухонных работ, свежевания птицы и зверя, мелкой работы по лагерю нет ничего лучше классического финского ножа ( не путать с "финкой", которая по сути нож Боуи). Классический скандинавский нож на фото Прохора. У меня лет десять шведский финн с зеленой ручкой и ножнами Мора 2000 - лучший универсальный нож.
Главное стоит рублей 500. И в отличии от моих спайдерок, меркворксов и прочих кершо посеять его не жалко.
Жене я подарил классический маленький Пуукко от Роселли, классный нож, но ржавеет.
В кармане и на рыбалке и в городе таскаю швейцарский складник с фиксируемым клинком. В нем есть пила и ножницы. Ножницами удобно резать леску, а пилой можно спилить ветку с застрявшей мухой.
А вот с мультитулами мне не везет. Гербер купленный в 95-м в Эмиратах сперли на автосервисе. Викторинокс на рыбалке, а Лезерман я сам потерял. Просто ношу пассатижи.
Под водой когда ныряю со скубой, то беру небольшой нож с отверткой на конце, плоскогубцы и маленький стропорез.
На подводной охоте тоже маленький нож, но с острым кончиком.
Дамаск дешевле 30-40 тысяч - это не дамаск, а химическое травление ножа под узор, либо прокованный трос. Настоящий Дамаск - абсолютно не нужен. Ржавеет. Нож Колд стил, показанный в кино это вообще-то для убийства. На рыбалке им ни рыбу не разберешь, ни картошку не почистишь.
У самого подобный лом с заточкой валяется в коллекции (ножей 20 у меня точно есть + 7 японских водных камней) маньяк я
Стоит кстати эта железяка 120 долларов в штатах и порядка 5-7 тыр у нас.
В реальности для разделки рыбы нужна пара филейных ножей, длинный и короткий. Гибкая сталь позволяет разделывать рыбу не повреждая филе и оставлять только кости.
Не стоит покупать всякую рапаловскую бню с пластиковой ручкой. Лучшее что я встретил и купил - Мартиини с ручкой из капа. Мягкая сталь позволяет править нож чем угодно.
Чистить такими ножами рыбу не стоит. Лучше купить рыбочистку и доску с зажимом.
Для кухонных работ, свежевания птицы и зверя, мелкой работы по лагерю нет ничего лучше классического финского ножа ( не путать с "финкой", которая по сути нож Боуи). Классический скандинавский нож на фото Прохора. У меня лет десять шведский финн с зеленой ручкой и ножнами Мора 2000 - лучший универсальный нож.
Главное стоит рублей 500. И в отличии от моих спайдерок, меркворксов и прочих кершо посеять его не жалко.
Жене я подарил классический маленький Пуукко от Роселли, классный нож, но ржавеет.
В кармане и на рыбалке и в городе таскаю швейцарский складник с фиксируемым клинком. В нем есть пила и ножницы. Ножницами удобно резать леску, а пилой можно спилить ветку с застрявшей мухой.
А вот с мультитулами мне не везет. Гербер купленный в 95-м в Эмиратах сперли на автосервисе. Викторинокс на рыбалке, а Лезерман я сам потерял. Просто ношу пассатижи.
Под водой когда ныряю со скубой, то беру небольшой нож с отверткой на конце, плоскогубцы и маленький стропорез.
На подводной охоте тоже маленький нож, но с острым кончиком.
Выборы-выборы. Все кандидаты - пидоры!!!©
Re: Кто каким ножом пользуется?
...Матраскин писал(а):7 японских водных камней
Тоже хочу!!! Но цены на них...
Мора - как основной кухонник?... Ну, не знаю... Маловат он для "шефа"! Вот что-то типа Дэбы... Хотя, это сугубо индивидуально. Есть у меня один приятель, так у него на кухне любимые ножи из разряда "кукольных" - масенькие такие! Я был в шоке, а он говорит - самое оно!
С уважением, Uncle
Re: Кто каким ножом пользуется?
Я из 7-ми пользуюсь только 5-ю
12000 и 10000 - вообще как мыло
и 400-й просто наждак, я до такого состояния ножи не довожу.
Мора - основной нож на выезде.
Дома нормальная поварская тройка Гифель и длинный слайсер для нарезки. Пара малышей для овощей, пила для лимонов и томатов, филейники для рыбы и сырный набор из четырех ножей. Посматриваю на японцев, но пока не вижу практического смысла.
12000 и 10000 - вообще как мыло
и 400-й просто наждак, я до такого состояния ножи не довожу.
Мора - основной нож на выезде.
Дома нормальная поварская тройка Гифель и длинный слайсер для нарезки. Пара малышей для овощей, пила для лимонов и томатов, филейники для рыбы и сырный набор из четырех ножей. Посматриваю на японцев, но пока не вижу практического смысла.
Выборы-выборы. Все кандидаты - пидоры!!!©
Re: Кто каким ножом пользуется?
Если привык к качественным "европейцам" - от японцев кайфа не получишь. Там техника работы совсем другая. Переучиваться?... А смысл? Я жене сделал нечто среднее между дебой и сантоку (ну, размер материала был такой ) - пищщит от удовольствия и делает им почти все. Если бы я разрешил, она бы, наверно, и картошку им чистила!Матраскин писал(а):Посматриваю на японцев, но пока не вижу практического смысла.
Камни выше 8000... это уже для избранных. Тут мастер нужен. Я мечтаю о 3000 и 5000. Дальше - это уже руки надо будет пересаживать.
С уважением, Uncle
Re: Кто каким ножом пользуется?
Медитативное занятие кстати.
На мелких нумерах надо брать дистилированную воду.
На мелких нумерах надо брать дистилированную воду.
Выборы-выборы. Все кандидаты - пидоры!!!©
Re: Кто каким ножом пользуется?
Маньяки
Матраскин "Ёшкин ты кот", ты на заводе в Златоусте им подобное скажи про типичную подделку, они тебя знаеш куда пошлют
http://www.zzoss.ru/product/175
http://www.zzoss.ru/product/79
зы
Ёшкин кот (прост.) - выражение любой эмоции. Выражение образовано от сокращенного ё (ё-мое...), ёж (эвфемизм от нецензурного ругательства).
Матраскин "Ёшкин ты кот", ты на заводе в Златоусте им подобное скажи про типичную подделку, они тебя знаеш куда пошлют
http://www.zzoss.ru/product/175
http://www.zzoss.ru/product/79
зы
Ёшкин кот (прост.) - выражение любой эмоции. Выражение образовано от сокращенного ё (ё-мое...), ёж (эвфемизм от нецензурного ругательства).
Re: Кто каким ножом пользуется?
А чего им говорить, они этот "дамаск" в Швеции листами закупают по 1000 евро за центнер. И продают с 100-кратным наваром под видом настоящего.
Разница между нами в том, что я иногда езжу в Москву на выставку Клинок и с людьми, статьи которых ты копипастишь без их ведома, общаюсь в живую (даже пью водку ). И знания свои я получаю не из интернета, а из реала.
И что такое Дамаск, а что имитация знаю очень хорошо.
Реальный нож из Дамаска куется полгода. Какой дурак будет полгода стучать молотом за пять тысяч?
В России есть человек пятнадцать от силы, умеющих ковать такую сталь. Например Пампуха скует нож из дамаска за полтинник, плюс ножны и ручка.
Обычное заблуждение, что нож из дамаска это монолитный кусок металла, на самоме деле, это сложная конструкция из очень твердого сердечника и нескольких накладок из сталей разной степени упругости и твердости. Существуют ламинатные стали, - типа промышленный дамаск, с неплохими характеристиками.
У тебя просто хорошая сталь с химическим травлением.
Даже в глупой википедии твой нож называют имитацией, набери Дамаск в вики и будешь неприятно удивлен.
Разница между нами в том, что я иногда езжу в Москву на выставку Клинок и с людьми, статьи которых ты копипастишь без их ведома, общаюсь в живую (даже пью водку ). И знания свои я получаю не из интернета, а из реала.
И что такое Дамаск, а что имитация знаю очень хорошо.
Реальный нож из Дамаска куется полгода. Какой дурак будет полгода стучать молотом за пять тысяч?
В России есть человек пятнадцать от силы, умеющих ковать такую сталь. Например Пампуха скует нож из дамаска за полтинник, плюс ножны и ручка.
Обычное заблуждение, что нож из дамаска это монолитный кусок металла, на самоме деле, это сложная конструкция из очень твердого сердечника и нескольких накладок из сталей разной степени упругости и твердости. Существуют ламинатные стали, - типа промышленный дамаск, с неплохими характеристиками.
У тебя просто хорошая сталь с химическим травлением.
Даже в глупой википедии твой нож называют имитацией, набери Дамаск в вики и будешь неприятно удивлен.
Выборы-выборы. Все кандидаты - пидоры!!!©
Re: Кто каким ножом пользуется?
В технологиях я не спец и коллекции у меня нет
Дык я и не скрываю что он стоит 5000р
Мало того не претендую на РЕАЛЬНЫЙ ДОРОГУЩИЙ ДАМАСК , всего лиш на то что нож заводской и всяко лучше чем от хзч от кого. Мастера реальные есть , ножи шикарные, ДОРОГО. Но подделок счас море.
А так , за полтинник денег если честно он мне он реальный от мастера не нужен ( ну не маньяк я)
Заводской всяко лучше чем х.е.з с "рынка"
У меня просто хорошая сталь с химическим травлением.
Пусть так.
И денег своих он стоит.
http://video.sibnet.ru/video116396/
Дополнительная информация по изделию - "Легенда":
Этот нож из (хорошей стали с химическим травлкением за 5000р) сделан на «Златоустовском заводе оружейных специализированных сталей» — ЗЗООСС, как один из классических вариантов европейской, скорее немецкой школы холодного клинкового оружия. Именно Германия оказала наибольшее влияние на становление златоустовского стиля. Но мастера Златоуста превзошли своих учителей. Это признали и сами европейцы.
«Знаменитый немецкий ученый и путешественник Александр Гумбольдт свою поездку по России считал одной из самых трудных, но интересных. Более всего его привлекли бескрайние просторы Урала и Сибири. Одним из достойнейшем описания мест был признал Златоуст, город на границе частей света. Г-н Гумбольт задумывался над вопросом, чего больше в этих краях — европейского или азиатского? Но после того, как ему предъявили сам город, его удобно устроенные улицы, фабрику, созданную по лучшим немецким образцам, саму продукцию — клинки, европейского стиля, не уступающие в качестве, г-н Гумбольт оценил высокий уровень развития этих мест. На память ему подарили нож, немецкий по стилю, но от златоустовских мастеров».
Златоуст, 1829 год
Восстановлен по эскизам, предположительно, созданных к альбому рисунков для «Технического кабинета» Златоустовской Оружейной фабрики.
Дык я и не скрываю что он стоит 5000р
Мало того не претендую на РЕАЛЬНЫЙ ДОРОГУЩИЙ ДАМАСК , всего лиш на то что нож заводской и всяко лучше чем от хзч от кого. Мастера реальные есть , ножи шикарные, ДОРОГО. Но подделок счас море.
А так , за полтинник денег если честно он мне он реальный от мастера не нужен ( ну не маньяк я)
Заводской всяко лучше чем х.е.з с "рынка"
У меня просто хорошая сталь с химическим травлением.
Пусть так.
И денег своих он стоит.
http://video.sibnet.ru/video116396/
Дополнительная информация по изделию - "Легенда":
Этот нож из (хорошей стали с химическим травлкением за 5000р) сделан на «Златоустовском заводе оружейных специализированных сталей» — ЗЗООСС, как один из классических вариантов европейской, скорее немецкой школы холодного клинкового оружия. Именно Германия оказала наибольшее влияние на становление златоустовского стиля. Но мастера Златоуста превзошли своих учителей. Это признали и сами европейцы.
«Знаменитый немецкий ученый и путешественник Александр Гумбольдт свою поездку по России считал одной из самых трудных, но интересных. Более всего его привлекли бескрайние просторы Урала и Сибири. Одним из достойнейшем описания мест был признал Златоуст, город на границе частей света. Г-н Гумбольт задумывался над вопросом, чего больше в этих краях — европейского или азиатского? Но после того, как ему предъявили сам город, его удобно устроенные улицы, фабрику, созданную по лучшим немецким образцам, саму продукцию — клинки, европейского стиля, не уступающие в качестве, г-н Гумбольт оценил высокий уровень развития этих мест. На память ему подарили нож, немецкий по стилю, но от златоустовских мастеров».
Златоуст, 1829 год
Восстановлен по эскизам, предположительно, созданных к альбому рисунков для «Технического кабинета» Златоустовской Оружейной фабрики.