Кое что о катухах ( ИМХО)

Статьи размещенные Татфишевцами в СМИ

Модераторы: edik, Max, Ruslan T

Закрыто
Аватара пользователя
Doctor
Коренной Татфишевец
Коренной Татфишевец
Сообщения: 2738
Зарегистрирован: 24 июн 2008 13:10

Кое что о катухах ( ИМХО)

Сообщение Doctor » 27 ноя 2008 21:16

Все мы живем стереотипами, покупаем «правильную» еду, книги, машины. Потребляем то, что принято и популярно, так проще. Не миновала эта участь и товары для рыбалки. Ловить правильно и «правильными» снастями – признак хорошего тона. Даже на берегу речки, незнакомый сосед оценивается по правильному бренду в руках и одежде, а не по качеству улова. Увы, но это так. Речь пойдет о безинерционных катушках, в народе называемых «Мясорубками» или просто «катухами».
В преддверии спиннингового сезона большинство из нас уже достали любимые снасти. Всё критически и любовно осмотрено, протерто, прокручено. Многие задумываются прикупить к лету что-то новое, а кто-то мечтает купить свою первую, настоящую джиговую катушку.
В среде спиннингистов, да и не только их, наибольший трепет и уважение вызывает обладание хорошей и качественной катушкой. Наибольшим «респектом» пользуются дорогие бренды или модели с максимальным количеством «шаров» (шарикоподшипников). Да и сами «имена» в душе спиннингиста звучат как волшебная музыка: - « УЛЬТЕГРА», «СУПЕР», «ТВИНПАУЭР», «ТУРНАМЕНТ», «СТЕЛЛА».
На покупку желанного и дорого брендового «механизма» долго откладывается денежка, мучает выбор – «ШИМАНО» или «ДАЙВА». Многие, конечно, не морочат себе голову и берут то, что попроще и по карману. Но и среди этой категории рыбаков, я не встречал ни одного, равнодушно держащего в руках, чужой, добротный и желанный «механизм».
Из чего складываются слагаемые рыночного успеха любого известного катушечного бренда? Очень прилично делать катушки научились все, конкуренция за наши рубли и «души» жесточайшая.
Первое и главное это надежность, долговечность и безупречное качество намотки «нитки». За это мы и платим. На втором месте стереотип, реклама. Подшипники «ARB» и их число (иногда их число доходит до 12). Усиленный металлический корпус, пресловутая «черная пара», сверх дальность заброса, сверх тонкость настройки тормоза, сверх плавность хода, улучшенные, усиленные и так далее по тексту рекламы и по нашим ушам. Чего стоит непередаваемый описанием «Бархатный ход» и польщенное самолюбие обладателя сего продукта? Могу себе позволить! Жалко, что рыба всего этого не знает.
Для успешной и комфортной рыбалки нужна только первая составляющая – надежность работы и безупречное качество намотки «нитки». Тогда при чем здесь пресловутые подшипники «ARB», шарики которых покрыты керамикой. В отличии от тех же японцев мы не рыбачим в соленой воде, за многие годы я не видел ни одного «убитого» или «закисшего» главного или опорного подшипника (если конечно катушка не перезимовала подо льдом). Тогда зачем платить за пресловутые «вечные» подшипники? Так же, мне трудно понять, как три подшипника «ARB» могут заменить шесть обычных? Прилавки магазинов пестрят десятками а порой сотнями разных моделей на любой вкус, а нужна ОДНА, ХОРОШАЯ и НАДОЛГО. Интернет форумы гудят жаркими спорами «знатоков», чьё мнение основано на той же рекламе и опыте эксплуатации пары-тройки брендовых «механизмов». Не дам готовых советов и я.
Начнем с другого – где купить? Хочется предостеречь многих от покупки катушки на прилавках многочисленных рыболовных рынков и ларьков. Со слов одного моего знакомого хозяина такого ларька, катушки они получают из Китая в больших коробках чуть ли не «весом». Отдельно прилагаются плоско сложенные картонные упаковки (типа - сделай сам). Ни о каком качестве и надежности речи идти не может, а бюджетная модель известного бренда наверняка окажется китайской репликой. Лучше сделать выбор в пользу пусть небольшого, но с хорошей репутацией магазина (люди вложили деньги и дорожат каждым клиентом). При покупке имеет смысл попросить у продавца принести сразу две – три одинаковых, приглянувшихся вам, катушки. Внимательно покрутите, послушайте, проверьте люфт штока шпули. Поверьте, даже модели от известного производителя будут немного отличаться друг от друга. Если нужная вам модель последняя, с витрины, лучше воздержаться от её покупки.
Покупка катушки «с рук» имеет смысл , только если вы хорошо знакомы с продавцом. Зачастую в ней имеются скрытые дефекты, о которых скромно умолчат при продаже. Недавно пришлось «лечить» ШИМАНО «УЛЬТЕГРУ» купленную «с рук» (чистая Япония со слов хозяина). После сезона умеренной эксплуатации появилось биение и изрядный люфт штока шпули. Причиной этого являлся дефект ручки. Стальной шток привода главой шестерни был запрессован в силумин ручки с перекосом (и это УЛЬТЕГРА от ШИМАНО)! Дефект не позволял равномерно затянуть главную пару, а ударные нагрузки во время эксплуатации вызвали прогрессирующий люфт штока шпули.
Теперь вопрос – что выбрать. Прилавки рыболовных магазинов пестрят многими десятками блестящих и красивых моделей катушек. Дорогие японские бренды и демократичные по цене «корейцы» и любимые народом блестящие и красивые «китайцы». Опытный спиннингист всегда знает, что ему нужно – старые, проверенные годами модели от японских брендов. Правда дороговато. Производители идут на встречу – Новинка! Хит сезона! Лидер продаж в бюджетном классе! Вот он компромисс между кошельком и желанной моделью. Ну почти та же легендарная катушка, правда пожиже упаковка, чуть проще конструкция, за то корпус ярче покрашен и конечно приятная во всех отношениях цена. Покупая продукт от ШИМАНО и ДАЙВА, до 50% цены мы отдаем за грамотную рекламу и престиж бренда (и оно того стоит). Бюджетники изготовлены в Китае и Малайзии, сэкономлено практически на всём, порой даже на качестве. За эти деньги можно купить полноценную, проверенную модель с 6-8 подшипниками от корейского или китайского производителя (LINE WINDER и TICA выпускают механизмы очень приличного качества). Опять вопросы, каждый из нас решает их сам, голосуя рублем.
Проще ответить на вопрос - что нужно, для того чтобы катушка достойно и долго служила вам. Вопрос количества и качества шарикоподшипников- наиболее веский аргумент продавца магазина. «Потому и дорого, что много». Оно и верно. Подшипников много в любой катушке, более десятка, даже в самой простецкой. Только все они – суть подшипники скольжения. Наиболее нагруженные и ответственные узлы в кинематической схеме усилены шарикоподшипниками. Для надежной и комфортной работы катушки достаточно, как минимум трёх шарикоподшипников. Если же их пять – это вообще респект. Надпись на коробке или шпуле «8+1 или 10+1 BALL BEARINGS» по сути, рекламный ход. Внимательно изучите схему механизма, прилагаемую к катушке на отдельной бумажке – В лучшем случае вы их насчитаете пять штук (если конечно это не СТЕЛЛА или ТУРНАМЕНТ с ценой в тысячу условных единиц).
Недавно старый приятель привёз мне из командировки в Японию «одноразовую» Безинерционную катушку примерно за $ 8, такие там продаются для экскурсионной, однократной, морской рыбалки. В этой катушке нет ни одного шарикоподшипника, минимум металлических деталей, но всё достойно работает, крутится и наматывается практически «без шума и пыли». Роликовый подшипник всегда указывается как «+1» в числе других, но таковым по сути не является. Это обгонная муфта или мгновенный стопор обратного хода, деталь очень необходимая и важная, но к настоящему роликовому подшипнику не имеет ни какого отношения. Качество шарикоподшипников – разговор отдельный. Подшипники ARB или из нержавеющей стали – удовольствие достаточно дорогое. Обычные шарикоподшипники с достаточным количеством смазки работают в корейских и китайских катушках годами. В отличии от электродвигателей, скорость вращения у катушек, в десятки раз скромнее.
А как должна выглядеть настоящая джиговая катушка? Опытный спиннингист ответит не задумываясь. Тем же кто покупает свою первую «мясорубку под плетню» нужно точно знать что ему нужно. Компромиссов здесь нет, то что хорошо для лески, мало подходит для нитки. Работа с ней подразумевает и изрядный вес приманки и постоянные ударные нагрузки при анимации, подсечке, вываживании. Нерастяжимая нитка передает их на механизм в полном объёме. Качество укладки на шпулю тонкой и мягкой плетенки должно быть идеальным. Распутать «бороду» из нитки на свежем воздухе нереально.
Катушку для плетенки, прежде всего выдает шпуля. Она имеет прямой полированный передний бортик, обычно упрочненный напылением нитрида титана. Ролик лесоукладывателя тоже упрочнен и имеет характерный желтый цвет. Глубина проема шпули невелика, Нитка редко используется толще 0.19 диаметра, а наматывать её 300-400 метров, лишено смысла. Передаточное число механизма редко превышает значение 1:5, (более скоростные катушки работают с леской и нужны на «болонке» или фидере). Дужка и узел ролика лесоукладывателя сделаны очень прочно и надежно. Подшипник ролика- самый нагруженный элемент всего механизма. Ему первому достаются ударные нагрузки и вся абразивная грязь с нитки. Хороший шарикоподшипник в этом узле, залог длительной и надежной работы всего механизма. Дужка лесоукладывателя обязательно должна надежно фиксироваться в открытом положении. Свободный её ход и самосброс обязательно приведет к отстрелу приманки. Вопрос о фрикционном тормозе – передний или задний. Он чаще всего решается в пользу первого варианта. Посмотрите внимательно на фотографии в рыболовных газетах и журналах, часто ли вы увидите катушку с задним тормозом, прицепленную к спиннингу? Большой разницы конечно нет. Просто передний тормоз позволяет использовать фрикционные шайбы большего диаметра, что делает его надежней. К тому же механизм становится компактней и значительно упрощается его устройство. Для ровной намотки нитки на шпулю в катушке имеется механизм , обеспечивающий возвратно поступательное её движение. Это может быть кулиса (этакое зубчатое колесо с пазом сложной формы) или бесконечный винт. Наличие в катушке «бесконечника», самый весомый аргумент продавца. Катушки с бесконечным винтом, как правило стоят дороже. Механизм с кулисой мотает нитку ничуть не хуже. Дело в другом. Бесконечный винт в отличии от кулисы, имеет две точки опоры. Порой одна из них усилена шарикоподшипником, вся конструкция проще и компактней. Он намного лучше противостоит динамическим нагрузкам и делает весь механизм значительно надёжней.
Следующий вопрос- обслуживание катушки. Как любую технику её надо смазывать, а значит и разбирать. Инструкции по эксплуатации от ШИМАНО и ДАЙВА категорически не советуют это делать самостоятельно. Доверяется это только авторизованному сервису, за дорого. Сделать это можно и у знакомого специалиста за денежку, но можно и самому. Процесс, поверьте, не сложный и интересный. Устроена любая катушка ну не сложнее советского будильника «СЛАВА» и времени это займёт менее часа. Спиннингисты – зимники порой делают это даже на рыбалке. Как говорил один мой старый знакомый - « Что придумал японский инженер- починит русский тракторист». Из инструментов достаточно пары-тройки отверток и пассатижи. Исключение составляют немецкие КОРМОРАНы, у которых винты имеют шлиц в виде шестигранника на 2мм. Теперь давайте определимся, когда катушка требует разборки и обслуживания. Новая катушка при аккуратном обращении, не нуждается в обслуживании как минимум 2-3 сезона. Но само понятие- сезон очень растяжимое. Каждый ловит по своему, различным весом приманок и на разном течении. Недельная рыбалка на Ахтубе, с её глубиной и течением и вездесущим мельчайшим песком, смело приравнивается к сезону летней ловли в режиме выходного дня на малых реках или озере. Лично я разбираю свои катушки раз в год, весной, осенью до этого не доходят руки. Обязательной разборки требует катушка попавшая в воду. Почему?. 15-20 секунд достаточно чтобы вода попала в обгонную муфту и по штоку шпули внутрь механизма. В речной воде всегда содержится микрочастицы абразива, а сама вода смешавшись со смазкой образует эмульсию и износ «главной пары» многократно ускорится. В случае падения катушки в песок или грязь её достаточно промыть чистой проточной водой и просушить. Если после этого при работе появятся посторонние звуки ( шорох, писк, скрип), разборки не избежать.
Внутри механизма заложена густая (консистентная) смазка, которая всегда должна находиться в узлах трения. Она состоит из минеральной основы и множества присадок (антикоррозионных, антифрикционных, загущающих и т.д.). Срок их «жизни» ограничивается эксплуатационными нагрузками. Кроме того, в смазке накапливаются мельчайшие продукты износа, она темнеет, значит, пора её менять. Многие катушки от ШИМАНО имеют в корпусе отверстие для смазки и тюбик жидкого масла в придачу в коробке. Производитель рекомендует добавлять туда одну, только одну каплю один раз в две рыбалки. Наш потребитель сего заморского продукта, чаще всего руководствуется принципом- «кашу маслом не испортишь». Вот и течет жидкое масло из всех отверстий механизма, темное от следов износа главной пары, на зубьях которой она должна быть только густой. Другие производители выпускают катушки без оного отверстия. На срок службы это не влияет. Жидкая смазка от ШИМАНО нужна прежде всего подшипникам ARB, они открытого типа и нуждаются именно в одной капле жидкой смазки. Такая смазка нужна и подшипнику ролика лесоукладывателя всех катушек. А как поступать тем у кого нет заветного фирменного тюбика? Оригинальная брендовая смазка достаточно дорога и не всегда доступна для жителей глубинки. Жидкую смазку можно заменить маслом для швейных машин, а консистентную- автомобильным ЛИТОЛом. Я много лет пользовался содержащей графит консистентной автомобильной смазкой ШРУС супер 4МЛ. Она не мёрзнет при минусовых температурах, стоит 30 рублей и доступна в продаже. Периодически пользуюсь ей до сих пор, ни разу не подводила. Покупать «фирменную» смазку в ларьках и рыболовных рынках не рекомендую, так как это стопроцентный китайский контрафакт. Удалять старую смазку из механизма можно бензином для зажигалок, процесс хлопотный, так как требует полного разбора всех деталей. Я много лет пользуюсь для этого всё той же автохимией. На любом авторынке или магазине продается жидкость для промывки карбюратора в аэрозольном баллоне. Стоит 100-150 рублей, хватает его на обработку полутора- двух десятков катушек. Подойдёт так же, аэрозоль для запуска двигателя в мороз «Quick Start». Процедура очень проста. Снимается только крышка и ведущая шестерня (самое большое «колесо» в механизме). Внутрь механизма распыляется небольшое количество аэрозоля. Он удаляет всю старую смазку и улетучивается сам, оставляя детали в первозданном виде. Лакокрасочному покрытию корпуса он не вредит. Остаётся только нанести новую смазку. Детального описания всех этапов разборки катушки приводить не буду, об этом и так много написано. Остановлюсь лишь на отдельных моментах:

1. Узел ролика лесоукладывателя - самое уязвимое место любой катушки. Именно ему достаются все ударные нагрузки при анимации, подсечке и вываживании. Этому способствует практически не растяжимая нитка. Ролику достается и самое большое количество абразивной грязи с поверхности водоёма. Особенно актуально это в период «цветения» воды. Если вы желаете иметь исправную катушку, разбирать, промывать и смазывать узел ролика придётся 2-3 раза за сезон. Процедура минутная, но если ей пренебречь, подшипник кончится за одно лето. Найти новый такого размера, очень не просто, а подклинивающий ролик будет «съедать» плетенку на глазах. Обслуживание несложное- открутили винт, разобрали, (ролик, обойма, подшипник и пара шайб), промыли, 2-3 капли масла и собираем в обратном порядке.

2. Механизм обгонной муфты разбираем только в случае крайней необходимости. Собрать его обратно сложно и требует навыка. При его загрязнении просто промываем аэрозолем, со смазкой обгонного механизма нельзя переусердствовать, он сразу перестанет работать и придётся промывать заново.

3.Фрикционный тормоз боится воды, чаще всего отказывает при залипании дисков. Если его затянули «на смерть» и оставили так зимовать. Лечится всё просто. Фрикцион состоит из набора металлических (обычно их три), и мягких (фетр, стеклопластик или графит) шайб. Мягкие шайбы пропитаны маслом, его недостаток и приводит к залипанию. Избыток так же вреден. Шайбы разъединяем, протираем насухо, наносим жидкую смазку, даем пропитаться и удаляем излишек газетной бумагой. Собираем всё в обратном порядке. Готово.

4. Гайка крепления ротора у некоторых моделей катушек имеет «левую» резьбу, не переусердствуйте при отвинчивании.

5. В процессе эксплуатации, на главной паре шестерен появляется накат - признак взаимного износа и притирки их друг к другу. После переборки они должны снова совпасть. Для этого рекомендуется не снимая ведущую шестерню, сделать на ней отметку соответствующую одному из шлицов на ведомой шестерне. Сделать это необходимо острым предметом, так как отметки маркером просто смоются при удалении смазки.

6.Перестановка ручки катушки под правую руку значительно сокращает срок её службы. Так как у большинства моделей на ведущей шестерне стоит всего один опорный шарикоподшипник. Он установлен со стороны левой руки, справа - простая пластиковая втулка. Если подшипников два - проблем нет.

7. Никогда не затягивайте винт крепления ручки со всей силы. Переусердствовав, вы чрезмерно «зажимаете» «главную пару», ускоряя её износ.

8. Если катушка изрядно потрудилась, появились люфты ручки и штока шпули, посторонние звуки при работе – не отчаивайтесь. Всё можно исправить. Люфт в любом узле устраняется шайбами. Шайба изготавливается по месту из материала пластиковой бутылки. Сначала металлическим предметом необходимого диаметра и нагретом на огне, прожигаем внутреннее отверстие. Далее ножницами и надфилем вырезаем наружный радиус. На наждачной бумаге добиваемся необходимой толщины. Убрав люфты, мы выигрываем в комфорте (как новая), и устраняем причину ударных нагрузок внутри механизма.

9. Если при вращении присутствует характерный рокот, значит, очень велик износ зубьев шестерен главной пары. Ситуация поправима. Большим плоским напильником с мелкой насечкой пройдемся по верхушкам зубьев ведущей шестерни. Уменьшить их высоту надо максимум на треть миллиметра. Под опорный подшипник шестерни подкладываем шайбу. Собираем катушку. Этим мы увеличиваем изношенное пятно контакта зубьев. Через 2-3 рыбалки главная пара прикатается, этим можно продлить жизнь катушке на пару сезонов.

10. Закисший подшипник можно вылечить, «сварив» его в масле. В столовую ложку кладем небольшое количество консистентной смазки и «больной» подшипник. Нагреваем на огне, лучше всего использовать свечу. Кипящее масло вытесняет грязь, продукты износа и старую смазку даже из подшипника закрытого типа. Вот, пожалуй, и все советы. Возьмите старую свою «катуху» и, как говорил Адам Козлевич, «дайте ей ремонт». Приобретёте первый опыт и ни с чем не сравнимое чувство самоуважения. Ну а восстановленный механизм вам ещё хорошо послужит.

Доктор.
ОБСУЖДЕНИЕ

Закрыто

Вернуться в «Статьи о рыбалке»