Собственно, Береговой спиннинг на большихокончание статьи...

кто где был, сколько и как ловил.
Самые интересные отчеты будут добавлены на основные страницы сайта!

Модераторы: edik, Max, Ruslan T

Ответить
Аватара пользователя
fanat
Коренной Татфишевец
Коренной Татфишевец
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 06 сен 2008 13:35

Собственно, Береговой спиннинг на большихокончание статьи...

Сообщение fanat » 22 июл 2015 19:11

По уже сложившейся традиции, материал до редакции. Ссылка на публикацию внизу.

Береговой спиннинг (продолжение)

Ловля на больших реках и водохранилищах.

«Июнь-июль – на рыбалку плюнь». Эту поговорку произносят с разными интонациями. Иногда она звучит, как призыв перейти к прохладительными напиткам и горячим закускам, но, гораздо чаще, как знак отчаянья после многочисленных бесплотных попыток найти активного хищника. Многие годы мне казалось, что глухолетье - это мертвый сезон по судаку. Так продолжалось ровно до тех пор, пока друзья не пригласили на съемки в Камское Устье - мы делали фильм о приманках российской марки Praktika Jig. То, что они творили в кадре, потрясло мое воображение и заставило в корне пересмотреть весь свой рыболовный опыт.

Ловили с лодки, поэтому содержание фильма имеет весьма условное отношение к моему повествованию и пересказывать его сейчас я не стану. Так же как и рассказывать о силиконе вышеозначенной марки, хотя и он показал себя превосходно. Остановлюсь только на главном герое фильма, владельце одной из местных баз и рыболове с более чем 30-и летним стажем, Андрее Ферафонтове. Именно он и инициировал съемки, утверждая, что июльская жара - самое судаковое время, а потом убедительно доказал справедливость своего утверждения. Рыбы было действительно много! Потроша знакомые коряги, ребята (вторым героем стал местный егерь Александр …) не увлекались – сняв два-три зачетных экземпляра, они перемещались на новую точку. А поскольку точки в их навигаторах исчисляются десятками, клыкастых поймали более чем достаточно.

В чем проблема?

Анализируя прошлые рыбалки, я вдруг осознал, что все делал неверно. Причем решение лежало прямо у меня перед носом, но старая привычка чесать там, где не чешется, сделала свое грязное дело. Успехи были! Однажды мне удалось вырваться с работы среди недели еще до обеда! Долго не думая, я побросал свой нехитрый рыболовный скарб в машину и рванул в Красновидово. Берег Волги в этот день оказался негостеприимен, с реки дул очень неприятный ветер, причем не прямо в лицо, а немного наискосок - чуть-чуть вверх по течению. Вести ступенькой было практически невозможно. Пришлось приноравливаться! Выручили Юмовские «батареи» (они сейчас сняты с производства, насколько я знаю, а жаль! те, что продаются, немного другие). В воде, при подмотке ребристые твистеры испытывают повышенное гидродинамическое сопротивление – это позволяло вытягивать образовывавшуюся петлю и давало возможность эффективно контролировать проводку. Поклевки не заставили себя ждать. Помню, что поймал в тот вечер больше десятка мерных (чуть больше киллограмма) судаков, и мог бы поймать еще, но в какой-то момент эта рыбозаготовка просто надоела. Мне не особо интересен улов сам по себе, гораздо привлекательнее найти систему, которая давала бы стабильные результаты. А вот ее-то и не наблюдалось - я не понимал, почему хорошо отловился в тот день.
Опытные спиннингисты знают, что даже самая жирная точка не страхует от фиаско. Жизнь на водоеме подчинена определенному ритму: вчера клевали товарные хищники, сегодня - берет мелочь, которую и на берег-то вытаскивать зазорно – стараешься стряхнуть прямо в воде, а завтра - будет совсем глухо. Не последнюю роль играют и конкуренты, причем они могут отсутствовать непосредственно, но плоды их трудов все равно будут заметны. Обычно рыбалку планируют на выходные, а значит, именно в эти два дня водоемы испытывают наибольший прессинг. Если кто-то хорошо похозяйничал на точке в субботу, то в воскресение ловить, скорее всего, будет нечего. Следы предшественника обнаружить не трудно – в воде остаются фрагменты лески и джиг-головки, на берегу куски виброхвостов. Решив повторить свой финт ушами спустя пару недель после того случая, я оказался с пустыми руками. Вернее, как с пустыми – пара судачков на полкило и сход щучки весом чуть больше килограмма. И вот этот пролет, мне казался более закономерным, чем предыдущая удача. Видимо, зря.
Успех, зачастую, определяется интенсивностью выездов. Традиционно мы с Игорем ездили раз в неделю, потому что: а) далеко; б) надо иногда работу работать. Разумеется, нередко, оказывались на бобах. Накапливалась негативная статистика, появлялось ощущение, что ловим, как минимум, не вовремя, а, как максимум, не там. Пытались пробить новые места, но, как уже было сказано в прошлой статье, расстояние между зонами концентрации хищника на больших водоемах может составлять многие километры, причем километры эти, порой, приходится преодолевать пешком по пересеченной местности, так как подъезды есть не везде. Пробив довольно не малую акваторию, мы ничего не нашли и вернулись ловить туда, где уже привыкли. Но с наступлением октября правый берег Волги умер совсем. Произошло это, кстати, одномоментно – как выключатель вырубили. Просто в один из дней мы вдруг обнаружили у самого уреза воды бесчисленные стаи тюльки – они тянулись от горизонта и до горизонта. Хищник активно гонял эту нечисть, но реагировать на приманки отказывался категорически. Злые языки поговаривают, что ловить его в эту пору лучше с воды, тогда есть шанс взять неслабый улов. У нас такой возможности не было. Потому домой мы вернулись пустыми. Последующие выезды не привели ни к чему – с тем же успехом бросать можно в ванну.

Капризы природы

Понимание, что на такого рода водоемах все немного по-другому, возникло довольно быстро. Взять, в частности ветер. Я привык думать, что это враг спиннингиста. На малых реках от него всегда можно укрыться - высокие берега, извилистое русло, лес, садовые кооперативы дают определенный простор для маневра. На Волге такого богатства нет и в помине. Все, что сильней пяти метров в секунду, вынуждало нас корректировать планы. Но пара случаев заставили лично меня переменить свое отношение. Один я уже описал в начале статьи, сейчас расскажу о втором. Началась история как всегда безобидно. Прогнозы благоприятные, на воде полный штиль, поклевки не частые, но увесистые. И вот часам к десяти утра поднимается… Компаньон откровенно скис – семь-десять грамм вести невозможно. У меня проснулась тяга к экспериментам. Ставлю сразу двадцатку. Чтобы увеличить паузу после подмотки, подкидываю приманку кончиком удилища и на первом же забросе получаю уверенную поклевку. Удар произошел недалеко от берега, засекся килошный судак. Новый заброс, опять поклевка, мимо. Еще одна - судак. И так в течение какого-то времени. Товарищ нервно курит в сторонке.
Высокая волна, которой не бывает на средне-малых реках, поднимает муть - она и привлекает рыбу. Из развороченного донного ила то и дело вылетают какие-то организмы – рачки, моллюски, насекомые. На них подтягивается бель, малек. Малька лопает хищник. Ну, а хищника ловим мы. Многое, если не все, решает умение приспособится к конкретным условиям. Повышение массы приманки - один из возможных вариантов, но он работает далеко не всегда. Иногда важно, чтобы джиг был относительно легким, даже если это нанесет определенный ущерб дальности заброса. Другой вариант – подумать над выбором силикона. Не секрет, что разная его форма дает разную проводку, при береговой ловле это чувствуется особенно хорошо. Виброхвост обеспечивает лучшую обратную связь, нежели твистер. «Батареи» или, как их еще называют, шумовая резина, нередко удобнее виброхвоста. Порой выручает и толщина плетни. Я сейчас ловлю в основном с инерционной катушкой - диаметр лески редко меньше 0,23 мм и в один из выездов это сыграло со мной злую шутку. Ветер дул вдоль русла – против течения, петля образовывалась нереальная. Мой друг Игорь таскал судаков и окуней, а отдыхал уже я.
Любопытно влияние солнца. Оно менее очевидно, но, тем не менее, в ясную безветренную погоду, в той или иной степени играет определенную роль. Мне не однократно приходилось наблюдать, как клев стихал по мере того, как высвечивался облавливаемый свал. Аргументированно объяснить, почему дело обстоит именно так, я не смогу, но кое-какие предположения все-таки есть. Однажды на глаза попался фрагмент подводной видеосъемки - там была показана охота крупного окуня. До момента атаки хищника не было видно вообще – появился он словно из ниоткуда. Лишь при замедленном повторе становится ясно, что шкерился «горбач» в небольшом теньке, образованном каким-то донным мусором. Сохраняя неподвижность и используя свою способность к мимикрии, рыб оставался абсолютно незримым, как для зрителя, так и для своей жертвы. Мне кажется, не будь этой тени, ничего бы у него не вышло, а так, конец истории был предрешен.

Все относительно.

Итак, понимание, что большие реки требуют особого подхода уже пришло, ясности относительно того, чем принципиально он должен отличаться, еще нет. Когда Андрей Ферафонтов стал убеждать меня, что июль - самое судаковое время, я не поверил. Если честно, даже его улов не произвел на меня должного впечатления. Это при том, что каждая поимка была отснята мною лично, от поклевки до извлечения рыбы! Казалось, просто повезло человеку. Я сам все лето не вылезаю с воды, рыбачил везде, где только возможно, ну нет клыкастого, хоть обыщись! В предрассветные часы еще реально сорвать пару поклевок, и все. Конечно, случаются и исключения. Прошлым летом мы удачно отловились на Казанке – мой товарищ взял щуку на пять с лишним килограмм и судака ощутимо за три. Но то - на Казанке, и потом, случаи такого рода не вписываются в общую статистику. Тем не менее, Андрей стоял на своем. Последующие разговоры расставили все точки над «и». Как он утверждал, ловить следовало на мелях. В принципе, это давно известная истина – по ночам именно там клыкастого и караулят. Но опять же, то - по ночам…
Потом меня вдруг осенило. В прошлом номере я описывал, как мы осваивали выше указанные акватории - началось все с попыток найти ночного хищника. Происходило это в июле! Особо выдающихся результатов мы тогда не получили, так как не знали конкретных мест выхода. Но, изменив подход, довольно быстро добились успеха - было найдено несколько вполне рабочих точек. Все это - в самое жаркое время года! В конце сентября, то есть в тот момент, когда хищник начинает уходить на глубину, волжские угодья должны были бы работать особенно интенсивно, но этого не произошло. Одновременно, зашевелились излюбленные коряги Казанки и Меши – мотаться за сто верст стало просто бессмысленно. В июне следующего года река вновь ожила, с самого первого выезда порадовав неслабым уловом. Помню, мне тогда влетел конкретно трофейный щупарь на «Бас асассин» бардового цвета, но, промучившись минут десять, довести до берега я его так и не смог. То есть, сначала мы все делали правильно! А потом, следуя укоренившемуся стереотипу, исправили на неправильно.
Само понятие «яма» весьма относительно. На Казанке или на Меше, исключая устье, где средняя глубина редко превышает два-три метра, восьмиметровый провал - это действительно яма! Поиск там хищника летом - процесс трудоемкий и во многом неблагодарный, зато осенью или зимой - хоть обловись. На Средней Волге глубина может достигать двадцати метров и больше. Восемь метров у берега - это только приямок. С наступлением осени он, скорее всего, работать не будет, а вот в жару может являться идеальной стоянкой для хищника. Бель поднимается в толщу воды – кормовая база в избытке, а рельеф дна дает шикарное укрытие для засад, в общем, тепло, светло и мухи не кусают. Другими словами, из-за разницы в глубинах режим ловли активного хищника с берега на больших водоемах может находитсья как бы в противофазе к средне-малым рекам. Подчеркну, с берега(!). Те, кто ловит непосредственно на воде, работают в других горизонтах – мы же только там, куда получится дотянуться. Это первое. А второе – расположенное выше по каскаду Чебоксарское водохранилище значительно мельче Куйбышевского и там дело может обстоять совсем по другому. В общем, сплошное горе от ума и один вред от литературы.

Эпилог

На самом деле, стереотипы - это не так плохо, как принято говорить в последнее время. Например, я прекрасно понимаю тех, кто скептически относится к береговому лайтовому джигу на больших водохранилищах. Хорошо изучить водоем можно лишь при условии высокой шаговой доступности оного. То есть, либо там надо жить какое-то время, либо иметь возможность быстро доехать от дома. Нужно быть ненормальным, чтобы приехав из-за тридевять земель, отдохнуть неделю на одной из немногочисленных баз Камского Устья, ломать ноги по каменистому берегу – с лодки поймаешь не в пример больше. Но тем, кто имеет дачи на берегу Волги, зачастую необязательно затариваться дорогими лодками и моторами – не исключено, что настоящее богатство плещется прямо у вас под ногами.



http://fishinginrus.ru/stati/rybalka-na ... okonchanie

Ответить

Вернуться в «Рыбалка - отчеты и рассказы»